14 декабря 2021 года в Государственном музее истории религии открылась выставка, посвящённая одному из самых значимых христианских праздников — Рождеству, а также двенадцати праздничным дням, которые отделяют его от Крещения. В русской традиции этот период принято называть Святками.
Выставка представляет около 110 экспонатов, как из собрания Музея, так и любезно предоставленных для выставки организацией «INTERNATIONAL SERVICE ART» (Италия). Это картины, иконы и графические листы на рождественские и святочные сюжеты. Экспозицию дополняют работы современных художников и скульпторов — Е. А. Духовного, Хе Ки, а также многочисленные поздравительные открытки и вертепы, созданные современными итальянскими мастерами.
Выставка состоит из трёх разделов. Первый из них посвящён Рождеству. 25 декабря (7 января) весь христианский мир отмечает рождение Иисуса Христа. Разница в датах празднования связана с тем, что ряд Церквей перешёл на использование григорианского календаря, в то время как некоторые Церкви (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская Православные церкви) не приняли эту реформу.
События, повествующие о Рождестве, изложены в евангельском повествовании, согласно которому во время переписи населения Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, где у Марии родился Младенец Иисус, которому пришли поклониться сначала пастухи, а затем мудрецы-волхвы. Об этом сюжете повествуют живописные полотна мастерской знаменитого нидерландского художника Якоба Корнелиса ван Оостзанена «Поклонение волхвов», представителя золотого века голландской живописи Якоба Виллемса де Вета «Благовест пастухам». Особое внимание посетителей привлекут мраморный рельеф «Рождество», выполненный в Вифлееме в 1880-е годы, и палестинская икона «Рождество Христово» XIX века. Один из самых необычных экспонатов этого раздела — резная композиция «Рождество» из Мозамбика, плато Маконде.
Традиция сооружения рождественского вертепа появилась в XIII веке и связана с именем святого Франциска. В местечке Греччо он устроил первый вертеп. Именно отсюда обычай сооружать вертепы стремительно распространился по Европе. Для изготовления рождественских вертепов используются самые различные материалы: от бумаги и терракоты до «живых» сцен, где евангельские события разыгрываются людьми. В зависимости от размеров вертепа количество персонажей может варьироваться. Минимальный по композиции вертеп включает в себя фигуры Девы Марии, Иосифа и Младенца Иисуса. Дополняют раздел специально привезённые из Италии вертепы и скульптурные композиции на религиозную тематику современных итальянских скульпторов Рафаэля Мондации, Брено Пеши, Мара Тонсо, Джованни Мотано и других.
С XVI века неотъемлемой частью Рождества в Европе стала ель, выбранная в качестве атрибута праздника из-за своего вечнозеленого покрова — символа бессмертия. Существует множество народных сказок и легенд о том, почему рождественское дерево нужно украшать. Согласно одной из них, в чудесную Рождественскую ночь все деревья в лесу стали цвести и покрылись плодами. В России обычай ставить ёлку прижился лишь в середине XIX столетия под влиянием западноевропейской традиции, а в 30-е годы ХХ века ель становится атрибутом светского новогоднего торжества.
Второй раздел выставки рассказывает о Святках, которые издавна считались кульминацией зимнего сезона. Считалось, что святочный период особенно опасен для живых людей. О присутствии нечистых сил напоминают и многие имена персонажей, относящихся к святочному периоду: Коляда, Карачун, Кудеса, Окрутники.
В XIX веке напрямую запрещалось участвовать в «бесовских» игрищах, всевозможных гаданиях, ряженьях и колядовании. Несмотря на строгие запреты, святочный период был временем, когда любой человек мог не только обратиться за помощью к знающим толк в ворожбе и гаданиях, но и принять участие в данном процессе. Центральными экспонатам этого раздела являются живописные полотна К. Е. Маковского «Святочное гадание», Н. К. Пимоненко «Коляда», Л. И. Соломаткина «Славильщики-городовые». Также в разделе посетители увидят святочные маски и козули — рождественское печенье в виде фигурок домашнего скота.
Завершает святочный период праздник Крещения, или Богоявления, который отмечается 6 (19) января. Ему посвящён третий раздел выставки. Во время праздника самым главным событием является Великое водосвятие. Вода освящается либо в специальных ёмкостях, либо в природном водоёме, где специально для этого вырубается во льду полынья — «Иордань». Считается, что крещенская вода обладает чудесными свойствами, а купание в проруби смывает грехи. В Католической церкви Богоявление и Крещение — два разных праздника. Первый из них посвящён воспоминанию о поклонении волхвов и приходится на 6 января. Второй же непосредственно связан с евангельскими событиями Крещения Христа и празднуется в следующее за Богоявлением воскресенье. Основу раздела составляют иконы XVII–XVIII веков, а также резные медальоны из камня и перламутра, изготовленные в Палестине.
Ознакомиться с экспозицией можно будет до 02 февраля 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного музея истории религии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.