glavnagrud.jpg

15 июня в Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная западноевропейскому оружейному искусству эпохи Ренессанса. Уникальные образцы парадного оружия, обладающие высокохудожественной ценностью, дополненные гобеленами, экспонатами, демонстрирующими роскошь двора, и книгами, посвященными искусству турниров, – все это позволяет считать выставку «Королевские игры» одной из самых атмосферных экспозиций сезона.

Участниками выставки «Королевские игры» стали Государственный исторический музей, музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, а также Дарвиновский музей. Стоит отметить, что создатели и организаторы выставки постарались создать не просто выставочное пространство, но атмосферу Ренессанса. На торжественном открытии, которое состоялось 15 июня, звучала живая аутентичная музыка, исполненная музыкантами в исторических костюмах XVI- XVII веков, встречали гостей на входе в залы экспозиции два рыцаря в полных боевых доспехах.

«Сегодня действительно необычный день, - такими словами начал свое приветственное слово директор ГИМ Левыкин Алексей Константинович, - всегда было принято считать, что Исторический музей призван своими коллекциями, памятниками, которые он хранит, рассказывать об основных страницах истории Российского государства, чем он достойно занимается уже на протяжении длительного времени. Но сегодня у нас очень необычная выставка и по своему составу, и по своей концепции, идее, так как представляет историю и культуру Западной Европы. Через мгновение вы зайдете в залы и перенесетесь в ту эпоху, которую мы часто вспоминаем как эпоху рыцарства. Мы представляем сегодня уникальную часть нашей коллекции – это рыцарские доспехи и оружие, изготовленные лучшими мастерами Европы XVXVII столетий».

glavhist.jpg

Эпоха Ренессанса представляет собой уникальный сплав культур, где средневековые каноны, возрожденная в новой форме куртуазная традиция, представления о «золотом веке» античности, мечта об идеальном государстве, воплощенная в Римской империи времен Августа, вошли в яркое взаимодействие с подлинным ренессансным великолепием.

Итогом этого органичного, пышного взаимодействия стало появление нового образа идеального государя. Государя-рыцаря, мудрого, справедливого и разносторонне образованного, обладающего художественным вкусом. Поэты и художники, мыслители и оружейники стали теми, благодаря кому стало возможным формирование этого нового образа. Элита эпохи XVI века далеко ушла от турниров Раннего Средневековья, но была увлечена мифом о нем как о времени подлинного геройства и рыцарства.

musikahistt.jpg

Появившаяся в этот период традиция демонстрации расточительной роскоши, щедрости и богатства как добродетели государя стала основой светской придворной культуры, но не угасла после, а лишь развилась в эпоху барокко, достигнув своего пика в конце XVII столетия в эпоху Людовика Солнце.

Пышные турниры эпохи Ренессанса имели большее сходство с театрализованными постановками, чем с реальной демонстрацией боевых навыков, но стали неотъемлемой частью придворной жизни западноевропейских монархов. Доспехи и оружие, ставшие предметами искусства, а не войны, были атрибутами, которые подчеркивали причастность их обладателя к высокой романтизированной рыцарской культуре. Начиная с игровых постановок, повествующих о героических подвигах исторических персонажей, чьи роли примеряли на себя монарх и аристократия, и, заканчивая турнирами, состязаниями и охотой – везде оружию и доспехам отводились главные роли.

awdawd-3.jpg

Выставка организована по тематическому принципу. У посетителей есть возможность окунуться в 6 основных сюжетов жизни европейских монархов XVI – XVII веков, которые, так или иначе, соприкасались с рыцарской культурой: воспитание идеального государя, королевская гвардия, парадные доспехи, турниры, верховая езда и охота.

rytsar2700.jpg

В числе экспонатов выставки также многочисленные иллюстрации из знаменитой «Турнирной книги Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии» середины XVI века, на которых посетители могут видеть сцены из турниров, ход и итоги поединков. Целая зала посвящена искусству верховой езды и конной битве, присутствуют детали конных доспехов, а также трактат известного немецкого тактика XVII века Иоганна Якоби фон Вальхаузена «Искусство воевать верхом…».

awfawfaw-3.jpg

Большинство экспонатов имеют местом своего рождения Священную Римскую империю германской нации XVI века. Двуручные мечи, доспехи полевые и турнирные, чинки , мушкеты, аркебузы, оружие для охоты, арбалеты, уникальные образцы детского вооружения. Воспитание будущего рыцаря начиналось рано, и в основе своей имело так называемую школу «семи свободных искусств». «Людьми не рождаются, а воспитываются», - утверждал великий философ-гуманист Эразм Роттердамский, и обучение грамматике, музыке, астрономии обязательно должно было сочетаться с почитанием рыцарских добродетелей, таких как честь и мужество.

rujie2670.jpg

Многие экспонаты, представленные на выставке, уникальны не только в силу своей художественной ценности, но, будучи наследниками истории тех, кто ими обладал. Франциск I –король Франции, герцоги Фридрих II и Юлиус Брауншвейг-Вольфенбюттельский, их полевые и турнирные доспехи могут многое рассказать о своих обладателях. Выгравированные девизы и клятвы, выбор ветхозаветных сцен или сюжетов античной истории – все это позволяет глубже проникнуть в понимание основ культуры Ренессанса, соединения мудрости античности и возрожденной рыцарской традиции.

arbalet673.jpg

Выставка продлится до 17 октября 2016 года.

Место проведения – выставочный комплекс Исторического музея, Площадь Революции, д. 2/3.

Ольга Давыдова

 

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Рисуя революцию. Образы революции в русской журнальной карикатуре

317572365723656239659823653.jpg

Одной из важных исследовательских тенденций, которые можно проследить в работах, посвящённых столетию Революции 1917 года и поддержанных Фондом «История Отечества», можно назвать острый интерес историков к явлению «новой визуальности». 

 

Современный взгляд на трепанацию эпохи неолита

Posle-broka.jpg

Поль Брока – знаковая фигура в истории мировой науки, исследователь, оставивший существенный след в нейрохирургии, основатель первого научного общества физических антропологов.

 

Временное правительство можно было считать революционным

28747246824686486238462846.jpg

Созданное еще до отречения Николая II, Временное правительство и по своей программе, и по обстоятельствам «рождения» в полной мере можно было считать революционным.

Новости Региональных отделений

Вебинар «Наследие Николая Карамзина в российско-европейском контексте»

Карамзинский фонд поддержки культурно-исторического наследия и Центр изучения наследия Н.М. Карамзина Дворца книги - Ульяновской областной научной библиотеки 8 ноября 2019 года принял участие в научно-просветительской конференции-вебинаре «Наследие Николая Карамзина в российско-европейском контексте».

 

В Губернаторском доме прошла презентация второго издания «Пензенской энциклопедии»

27 ноября 2019 года в Губернаторском доме состоялась презентация второго издания «Пензенской энциклопедии» в двух томах. Оно было представлено спустя 20 лет после выпуска первой версии книги.

 

Фестиваль исторической реконструкции «Средневековье» в Новосибирске

21 сентября 2019г. в Заельцовском парке г. Новосибирска прошло масштабное общественное событие - Фестиваль исторической реконструкции «Средневековье». Фестиваль состоялся в рамках проекта отделения РИО в г.Новосибирске - «Интерактивная история Сибири», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов и Правительства НСО.

Трибуна

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Прокрутить наверх