11 августа 2021 года в Государственном центральном музее современной истории России открылась выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения двух российских государственных деятелей ХХ века — М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина «90/91: Горбачёв. Ельцин».
Она сфокусирована на 1990—1991 годах, периоде максимального пересечения их политической деятельности, времени революционного процесса распада СССР и рождения нового государства — Российской Федерации.
Деградация позднесоветской системы поставила страну перед необходимостью обновления. После череды смертей престарелых руководителей СССР — Л. И. Брежнева (1982, 75 лет), Ю. В. Андропова (1984, 69 лет) и К. У. Черненко (1985, 73 года) руководством ЦК КПСС на пост Генерального секретаря партии был назначен молодой (относительно постаревшей элиты) соратник — Михаил Сергеевич Горбачёв. Перед ним встала задача модернизировать Советское государство, вдохнуть в него новую жизнь.
Уже в феврале 1986 года в докладе М. С. Горбачёва на XXVII съезде КПСС страна услышала призыв к участию в общественно-политической жизни, к гласности принятия решений. Все изменения должны были основываться на идеях социализма, на заветах основателя Советского государства — В. И. Ленина.
Практически сразу после своего избрания на пост Генерального секретаря партии М. С. Горбачёв переводит в Москву из Свердловского обкома КПСС Б. Н. Ельцина, сделав того секретарём ЦК партии, а затем и первым секретарём Московского горкома партии (1985—1987).
Позднее Горбачёву становится очевидно, что деятельность Ельцина не соответствует его расчётам: вопреки негласному правилу Борис Николаевич позволяет себе критиковать высшее руководство за «медленные темпы перестройки». Отношения между политиками становятся прохладными и вскоре окончательно разлаживаются.
В 1987 году Ельцин вступает в конфронтацию с руководством партии: он публично выступает за отмену партийных привилегий и обновление политбюро, а на XXVIII съезде КПСС (1990) покидает ряды партии.
Постепенно образ гонимого элитой политика начинает завоёвывать сердца советских граждан, особенно на фоне потери авторитета Горбачёвым. «Хождение в народ» (кстати, личная инициатива М. С. Горбачёва, ставшая образцом поведения для руководителей партии на местах) спровоцировало спрос на публичных политиков, чем и воспользовался в числе других Б. Н. Ельцин.
В 1989—1990 годах экономическая и внутриполитическая обстановка в стране накаляются. После принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР и последовавшей за этим «войной законов» кризис управления привёл к попытке ряда политических сил остановить центробежный сценарий развития событий, известный в отечественной историографии как путч ГКЧП. Его участники по-разному оценивают свою роль в мемуарах и интервью, и большинство из них далеки от объективности.
Итогом противостояния нескольких групп политической элиты СССР стали запрет деятельности КПСС и подписание Беловежских соглашений — оформление окончательного распада СССР в декабре 1991 года. В истории нашей страны 1991 год стал тем рубежом, когда с политической арены ушла советская система — вместе с государством, в котором она существовала почти 70 лет, а советские граждане в одночасье потеряли Родину, все свои сбережения, подчас крышу над головой или даже жизнь.
На руинах Союза Советских Социалистических Республик появились новые государства, а среди них и Российская Федерация. Эти события — важная часть биографий М. С. Горбачёва и Б. Н. Ельцина.
В рамках выставки посетители смогут увидеть иллюстрации исторического периода, который определил в том числе и современную внутрироссийскую жизнь, штрихи к портретам двух политиков, считавших себя в 1991 году политическими оппонентами, но при этом — оппонентами консервативным силам, пытавшимся остановить время.
Хронологические рамки выставки — 1990—1991 годы. Именно к этому периоду относится основная часть материалов, представляя события в сухом остатке — в артефактах. Исключения сделаны лишь для того, чтобы подчеркнуть определённые штрихи к портретам политиков. А на августовский путч ГКЧП организаторы предлагают взглянуть и через призму авторских живописных работ художницы Владиславы Дулёвой — резидента «Пинакотеки Шпехт» (Санкт-Петербург), создавшей цикл «Путч-30».
Выставка продлится до 24 октября 2021 года.
Текст: Дарья Денисова
По материалам с официального сайта Государственного центрального музея современной истории России
Владимир Аронович Хавкин. Самый неизвестный учёный России
22 июня и ценностный язык российской политики. Война и память
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School