В 2016 году в долине реки Алейка (Зеленоградский район Калининградской области) отряд Самбийской экспедиции Института археологии РАН в ходе проведения обычной экспертизы земельного участка под строительство обнаружил новый памятник – некрополь Алейка-7.
Этот, казалось бы, рядовой памятник, датированный эпохой Великого переселения народов и ранним Средневековьем, преподнёс учёным сенсационные открытия.
Могильник располагается между двумя рукавами реки, на небольшом возвышении, представляющем собой своеобразный «остров мёртвых». Уже исследовано более 800 погребальных объектов конца IV – VII веков, собрана большая коллекция находок, типичных для местных погребальных древностей IV–VII веков. Это керамические урны для кремированных костей умерших; разнообразные сосуды для питья и еды – для последнего путешествия; пряслица, шейные гривны и разных типов фибулы, пряжки и детали поясов из железа, бронзы и серебра, стеклянные и янтарные бусины, железные ножи, зачастую с остатками деревянных рукоятей и кожаных ножен.
Мужские погребения Алейки-7 сопровождались традиционным для эстиев (так называли тогда местных жителей их западные соседи – римляне и германцы) захоронением одного, реже двух коней. Они помещались в могилу головами на юг, где, по представлениям эстиев, находился мир мёртвых. Типичными находками из конских захоронений являлись железные кольчатые удила и разнообразные детали упряжи.
Могильник Алейка-7 побаловал исследователей и экстраординарными, привлекающими к себе особое внимание предметами. Здесь обнаружено несколько уникальных погребений с вещами, большая часть которых имеет центральноевропейское или североевропейское происхождение. Все они принадлежали представителям элиты общества эстиев. Благодаря скрупулёзной работе реставраторов эти предметы со временем займут достойное место в экспозициях музеев.
Захоронения всадников в деревянных камерах, ориентированные по оси «север–юг», представляют собой комплексы захоронений родовой знати (вождей эстиев). В этих погребениях обнаружены керамические сосуды, железные ножи; однолезвийные мечи с рукоятями, украшенными серебряной фольгой и многочисленными заклёпками, в ножнах, обтянутых серебряными орнаментированными листами; железные наконечники копий, железные шпоры, разнообразные детали поясов из бронзы и железа; оковки рогов для питья, сделанные из серебра и украшенные геометрическим орнаментом, а в одном случае – декором в виде фигур животных и птиц. Каждое погребение всадника с западной стороны сопровождало захоронение от трёх до четырех коней в полной экипировке.
Одно из обнаруженных погребений вождя сохранилось лучше всего. Оно отличается особенно чётко выраженной связью с материалами вендельских (предшествовавших эпохе викингов) памятников Скандинавии и Южной Европы. Четвёрка коней, сопровождавшая этого всадника, была ориентирована головами на север, что нетипично для древних эстиев. По набору артефактов и погребальному обряду можно предположить, что похороненный здесь воин имел иноземное происхождение, а кони должны были «отвезти» его в родные земли. Среди вещей погребённого примечателен рог для питья, украшенный серебряной оковкой устья со штампованным орнаментом и позолотой, а также наконечником, изготовленным из позолоченного, украшенного чернью серебра с изображением орла, держащего в одной лапе рыбу, а другой сжимающего маленькую птицу. Истолковать этот сюжет ещё только предстоит, не исключено, что он как-то связан со скандинавским мифом о боге хитрости и обмана Локи, который превратился в лосося, но был пойман богами Асами. Такие украшения рога для питья – классический пример северогерманского искусства вендельского периода от Скандинавии до Англии.
Наконечник рога для питья. Серебро, золлочение, чернь, декор, нанесенный при помощи пуансона. Грунтовый могильник самбийско-натангийской культуры Алейка-7, VI-первая четверть VII век н.э.
Снаряжение четырёх коней, сопровождавших данное погребение, тоже явно находит аналогии в изделиях, происходящих с территории от Скандинавии до Северной Италии и от Венгрии до Франции. Особо выделяются массивные бронзовые позолоченные пирамидальные четверики, украшенные пуансонным (в виде мелких выпуклостей) орнаментом, и пара крупных четвериков из позолоченной бронзы, декорированных вставками из альмандина, белого матового стекла и подкладками из тиснёной золотой фольги для придания камням большего блеска. В убор коней входят также многочисленные бронзовые накладки и заклёпки, украшенные листовым серебром и золотом с разнообразными орнаментами, которые выполнены с использованием техники чернения. Множество элементов снаряжения этой четвёрки коней также украшено символикой, связанной с древними скандинавскими богами, – изображениями Одина с его верными спутниками – воронами Хугином и Мунином и т.д.
Благодаря этим находкам мы можем не только сделать научные выводы, но и окунуться в мир древних легенд, дабы обнаружить косвенные связи между рациональным и мифологическим пластами исторического прошлого. Так, например, «иноземный всадник» с Алейки-7 сразу отсылает нас к широкоизвестному по ряду средневековых хроник легендарному сюжету о прибытии в балтские земли двух братьев – Брутена и Видевута. В трудах Эния Сильвия и Эразмуса Стелы повествуется о неких вождях – братьях аланах, поселившихся на балтских территориях.
Бронзовые позолоченные четверики, выполненные в полихромном стиле. Гранат, стекло, золотая фольга. Из конского захоронения №1 комплекса № X-22 (Конец VI - первая четверть VII век2)
Более подробно эта история изложена в «Прусской хронике» Симона Грунау, созданной в 1529 году. В её «мифологической» части описывается прибытие в начале VI века на земли эстиев некоего народа под названием «скандиане», возглавляемого двумя братьями – Видевутом и Брутеном, изгнанного готами с западных берегов Балтии, прародиной которого принято было считать остров Готланд. Братья, покорив местное население, разделили между собой власть над народом. Видевут стал верховным правителем, а Брутен – верховным жрецом. Пришельцы принесли свод законов, по которым должны были жить как скандиане, так и коренные жители здешних мест, а также новый пантеон богов, которым следовало поклоняться. В связи с этими нововведениями происходят радикальные изменения в социально-политической и религиозной организации местного населения.
Бронзовые позолоченные четверики, украшенные пуансонным орнаментом. Из конских захоронений №№ 1-2 Комплекс № X-22 (Конец VI - первая четверть VII век)
Мы можем сделать и вполне определённые выводы о том, что представители родовых элит, оставившие памятник Алейка-7, контактировали с представителями германских народов в конце эпохи Великого переселения народов и в так называемые «тёмные века».
Как показали результаты новейших исследований ряда памятников, одним из самых распространённых видов подобных контактов, благодаря которым и богатела верхушка родовых коллективов, для местной культуры являлась янтарная торговля. Именно такие представители местных элит, вероятно, и снарядили около 523–525 гг. посольство эстиев с янтарными дарами к остготскому королю Теодориху Великому в Равенну, сведения о котором приводит Кассиодор.
Открытия, сделанные на Алейке-7, подтверждают связи между местами находок богатых погребений и участками территорий, игравших важную роль в янтарном транзите к устью Вислы. Подобные памятники убедительно доказывают: племена эстиев, находившиеся, казалось бы, на окраине цивилизованного мира, в это легендарное «время героев» – судя по контексту археологических находок – участвовали в исторических событиях, полностью изменивших этническую и политическую карту Европы.
Константин Скворцов
научный сотрудник ИА РАН
академик, вице-президент РАН, директор ИА РАН, член совета фонда "История Отечества"
Александр Хохлов
Научный сотрудник ИА РАН
начальник Самбийской археологической экспедиции
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School