В издательстве МАЭ РАН вышел в свет свежий номер журнала «Кунсткамера»

Этот номер (№4(10) за 2020 год) стал первым выпуском журнала в новом статусе официального издания Альянса ранних универсальных музеев (АРУМ). Напомним, создание Альянса было инициировано Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия) и поддержано Франкеше Штифтунген (Галле, Германия) и Музеем Тейлера (Харлем, Нидерланды). Официальные документы были подписаны 13 октября 2020 года в формате онлайн одновременно в трёх городах Европы: в Санкт-Петербурге, Харлеме и Галле.

Журнал «Кунсткамера» призван отразить всё многообразие актуальных научных интересов сотрудников музея, а также их коллег из российских и зарубежных исследовательских центров и на новом уровне обеспечить оперативный ввод в научный оборот результатов текущих изысканий. «Кунсткамера» является площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем современной этнографии, этнологии, социальной и физической антропологии, музееведения, археологии и смежных дисциплин. Издание предоставляет возможность сотрудникам МАЭ и их коллегам публиковать как результаты многолетних фундаментальных исследований в виде аналитических статей, так и краткие информационные заметки. Периодичность выхода – 4 раза в год, первый выпуск вышел осенью 2018 года.

Главный редактор журнала – член-корреспондент РАН, д.и.н., Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Андрей Головнёв. В новом номере опубликована его статья «Старая новая Кунсткамера: пути к реконструкции и реновации», в которой пересекаются три мотива: универсалии музея с древнейших времен до современности, создание Альянса ранних универсальных музеев и реэкспозиция старейшего в России музея – Кунсткамеры (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН). Соответственно называются разделы статьи: «Универсальность музеальности», «Опыт Кунсткамеры» и «План реэскпозиции».

В журнал вошла и статья директора Тейлерс Музеума Марьяна Схарлоо, также подписавшего Соглашение о создании Альянса. В статье «Музей Тейлера: прошлое и будущее. Краткая история» отмечается, что самая важная задача этого музея на данном этапе – оставаться актуальным в постоянно меняющемся обществе. По мнению автора, возможно, Альянс ранних универсальных музеев сможет помочь связать вопросы и проблемы сегодняшнего общества с историей музеев путем обмена успешным опытом и запуска интересных проектов сотрудничества, что позволит сделать наше уникальное наследие более доступным для каждого.

Ещё один материал, вошедший в номер, подготовлен к.и.н., старшим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Натальей Алексашенко. Её статья посвящена выставке «Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена», подготовленной Кунсткамерой в 2019 году и поддержанной фондом «История Отечества». Напомним, на выставке экспонировались предметы из коллекции Эквенского могильника, раскопанного на Чукотке в 1960-е годы. Автор рассказывает о концепции выставки и способах её реализации.

Текст: Вера Марунова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Интернет-портал ГЦМСИР «История для всех. ХХ век»

Государственный Эрмитаж запускает новый цикл онлайн-лекций

Интернет-проект «Советский спутник – первый в мире!»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Итоговое мероприятие Конкурса научных работ студентов «Мы – в космосе!» в Уфе

В Уфе прошло итоговое мероприятие Конкурса научных работ студентов «Мы – в космосе!»

12 апреля 2021 года – в 60-ю годовщину первого полета человека в космос в Институте истории и государственного управления прошла презентация студенческих научных работ «Мы – в космосе!».

 

В Саратове отреставрировали уникальный портрет Екатерины II

В Саратове отреставрировали уникальный портрет Екатерины II

В Саратовском областном музее краеведения состоялось представление отреставрированного парадного портрета Екатерины II из музейной коллекции. Он написан на рубеже XVIII–XIX вв. неизвестным художником.

 

Республиканский научно-практический семинар к 76-летию Победы в ВОВ

Республиканский научно-практический семинар, посвященный 76-летию Победы в ВОВ

9 апреля 2021 г. в Республике Бурятия состоялся Республиканский научно-практический семинар, посвященный 76-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Цех историков

Земское движение в Казанской губернии на рубеже столетий

12879456189258496198259861298561.jpg

Земская реформа 1864 года преследовала главную цель – ввести новые принципы административного управления в губерниях. Однако, создавая органы самоуправления, государство подразумевало, что земство – это не политический орган власти, и стремилось не допустить общественной и политической активности земств.

 

Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции

2163745982638568236562398569283652.jpg

Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).

 

Российская империя и революция: запечатлеть эпоху

2978659823689562365982635986238965-1.jpg

Российское историческое общество и телекомпания «Под знаком Пи» готовятся представить сразу несколько новых крупных просветительских проектов. Полным ходом идёт работа над документальным фильмом «Империя: воля и мир», в котором подробно рассказывается об истории становления и развития Российской империи. 

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Monographic

1924 год. Выставка работ русских художников в Америке

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

Прокрутить наверх