Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Сохранить для будущих поколений
Фото с сайта: https://httpsimg.tourister.ru

В Волгограде завершилась реставрация Главного монумента историко-мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, одного из лучших произведений мирового монументального искусства, посвящённых событиям Второй мировой войны.

Ежегодно мемориал посещают около 1,5 млн человек из разных стран. В Книгах отзывов посетителей мемориала отражена вся гамма чувств – восторг, благодарность, скорбь, гордость… Поднявшийся на Главную высоту России 8 декабря 2015 года Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин написал в Книге почетных гостей: «Зимой 1942–1943 гг. здесь, на берегах Волги, решалась судьба всей страны и всего мира. Вместе с миллионами граждан России склоняю голову перед памятью защитников Сталинграда».


Председатель Российского исторического общества C. Е. Нарышкин посетил Главную высоту России. Волгоград, 8 января 2015 года
(фото пресс-службы Губернатора Волгоградской области)

Идея создания мемориального комплекса на Мамаевом кургане в память о героях Сталинградской битвы возникла сразу же по окончании боевых действий на берегах Волги. После конкурсных просмотров был выбран проект скульптора Евгения Вучетича. Торжественная закладка мемориального комплекса состоялась 2 февраля 1958 года, в день 15-летия победы на Волге, а его открытие – 15 октября 1967 года.

В течение трёх лет, с 1964 по 1967 год, создавалось самое сложное сооружение комплекса – скульптура «Родина-мать зовет!». Строительство началось с возведения фундамента высотой 16 метров, вокруг которого был насыпан холм. На вершине кургана появились леса, был смонтирован подъёмный кран и подъёмник, с помощью которых создавался Главный монумент и поднимался меч. Рядом со строительной площадкой была выполнена из гипса модель фигуры в 1/10 ее натурального размера. На модели сделали горизонтальные срезы, каждую полученную часть увеличили в 10 раз. На площадках лесов по частям, послойно собирали форму, внутри которой устанавливалась арматура. Строительство Главного монумента велось ярусами. В 1965 году внутри формы была сооружена опалубка, которую постепенно наращивали, одновременно укладывали и уплотняли бетон. Потом гипсовая оболочка скульптуры была удалена. Голова фигуры, шлейфы шарфа, руки изготавливались отдельно, затем монтировались при помощи башенного крана. Внутри пустотелой фигуры находится винтовая лестница. Прочность сооружения обеспечивает внутренняя открытая арматура из стальных канатов с натяжением до усилия в десятки тонн.


Один из этапов сооружения скульптуры «Родина-мать зовет!», 1965 год
(фото предоставлено Музеем-заповедником «Сталинградская битва»)

Время не властно над памятью о беспримерном подвиге защитников Волжской твердыни. Но за 50 лет существования мемориала воздействие окружающей среды оставило зримые отпечатки на скульптурных сооружениях. В реставрации нуждался и Главный монумент мемориала – грандиозная скульптура «Родина-мать зовет!». Её первая с 1967 года комплексная реставрация была начата в 2017 году АО «Главзарубежстрой» за счёт средств Министерства культуры Российской Федерации и при поддержке Администрации Волгоградской области. В 2018 году были проведены ремонтные работы во внутренней части скульптуры: заменена вся канатная арматура, установлены современное диагностическое оборудование и пожарная сигнализация.

Через год реставраторы приступили к работам на наружной поверхности монумента, вокруг скульптуры были смонтированы 30 ярусов нетиповых стальных лесов сложной геометрии высотой 51 метр. Главные усилия реставраторов были направлены на восстановление поверхностного слоя бетона. Но сначала памятник очистили от мха, плесени, наслоений, были убраны деструктивные слои верхней части бетона. Процедура вернула монументу его первоначальный цвет, утраченный за долгие годы.


Для выполнения реставрационных работ были возведены леса высотой 51 метр (фото предоставлено Музеем-заповедником «Сталинградская битва»)

С использованием новых, уникальных технологий и материалов было заделано в общей сложности 12 километров трещин, покрывших памятник за более чем 50 лет. По окончании этих работ скульптура была обработана противогрибковыми, противоплесневыми и гидрофобными составами, защитившими её от негативного воздействия окружающей среды. Реставрация коснулась и основания монумента, с него была снята гранитная облицовка, поставленная в 2004 году и скрывавшая плиты с фамилиями членов авторского коллектива мемориала. Теперь постамент полностью соответствует авторскому замыслу и изначальному виду.


Реставрационные работы на стилобате вернули ему изначальный вид.
Фото предоставлено Музеем-заповедником «Сталинградская битва»

75-летний юбилей Великой Победы главный символ городагероя встретил в обновленном виде. Торжественная церемония открытия скульптуры после реставрации состоялась 24 июня 2020 года. Принявшая участие в церемонии Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова сказала:

«Жемчужина памятника-ансамбля “Героям Сталинградской битвы” олицетворяет силу духа, мужество, героизм и бесстрашие советских солдат. Ежегодно сюда приходят сотни тысяч людей, чтобы почтить память воинов и мирных жителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому для нас важно сохранить его для поколений в память о нашей великой истории».

Ольга Любимова отметила вклад сотрудников Музея-заповедника «Сталинградская битва», участников строительства комплекса, специалистов, в течение многих лет осуществлявших контроль за состоянием монумента, представителей АО «Главзарубежстрой» в выполненную реставрацию, вручив им награды за добросовестный труд.

Свидетельством признания сложности научно-технических задач и качества исполнения реставрационных работ со стороны профессионального музейного сообщества стало получение проектом реставрации скульптуры «Родина-мать зовет!» Почётного диплома XXII Международного фестиваля «Интермузей-2020».

Реставрация Главного монумента завершена, но пристального внимания требуют другие скульптурные композиции и территория мемориального комплекса. Существуют проекты благоустройства и тематического наполнения лесопарковой зоны на склонах Главной высоты России. Министр культуры выразила уверенность в необходимости их воплощения.

«Нам нужно осуществить то, что задумал Вучетич, нужно идти до конца в этом смысле, и это безумно вдохновляющая задача»,


– подчеркнула Ольга Любимова.


Министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова, Губернатор Волгоградской области А.И. Бочаров, сотрудники Музея-заповедника «Сталинградская битва», участники реставрационных работ в день торжественного открытия скульптуры «Родина-мать зовет!» после реставрации. Фото предоставлено Музеем-заповедником «Сталинградская битва»

Алексей Дементьев,
директор Музея-заповедника
«Сталинградская битва»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Вестник №1/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Проект Астраханского музея-заповедника получил поддержку фонда «История Отечества»

Проект Астраханского музея-заповедника получил поддержку фонда «История Отечества»

В этом году при поддержке фонда «История Отечества» музейное объединение представит экспозиционно-выставочный проект «Традиционная буддийская культура калмыков в исследованиях академических экспедиций.

 

В медиацентре МИД Абхазии обсудили попытки изолировать Республику

В медиацентре МИД Абхазии обсудили попытки изолировать Республику

В медиацентре Министерства иностранных дел Абхазии состоялось совещание на тему «Международная изоляции Республики Абхазия» при участии главы внешнеполитического ведомства, членов Общественного совета при министерстве и приглашенных гостей.

 

В Волгограде открылась выставка, посвящённая 100-летию писателя Юрия Бондарева

В Волгограде открылась выставка, посвящённая 100-летию писателя Юрия Бондарева

15 марта 2024 года в музее-панораме «Сталинградская битва» состоялось торжественное открытие выставки «Мгновения мира и войны Юрия Бондарева: к 100-летию со дня рождения» — совместного проекта Музея-заповедника «Сталинградская битва», Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовленного при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества».

Цех историков

Смотреть документальный фильм "Козьма Крючков и другие герои"

1406522564_2716248912896498129846192844586541.jpg

Фильм "Козьма Крючков и другие герои". Правда о Великой войне. Посвящен событиям Первой мировой войны и Музею Первой мировой войны в Царском селе. Фильм создан телекомпанией "Плеяда" при содействии Российского исторического общества. 

 

Хроники скоростного сообщения в России. Путешествие из Петербурга в Москву

2398568236586239856235.jpg

Пётр I, начав строительство новой столицы на берегах Балтики, преследовал прежде всего две задачи: лишить влияния московское боярство и окончательно застолбить территории, которые издавна переходили от шведов к русским и наоборот.

 

Смотреть документальный фильм "Этот легендарный Герберштейн"

Sigismund_vo921754962918649812984691824.jpg

Посол императора Священной Римской империи Максимилиана Первого Сигизмунд Герберштейн впервые побывал в неведомой для Европы Московии 500 лет назад. Он подробнейшим образом исследовал уклад жизни, переписывал старинные летописи и документы, беседовал с купцами о географии отдалённых местностей, интересовался бытом простого люда и правилами поведения при дворе московского государя.

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

Monographic

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Прокрутить наверх