В июне–августе исследования велись на двух ключевых участках Смоленска – Соборной и Воскресенской горах. Работы прошлого года позволили совершенно по-новому реконструировать историю Смоленска.
Оказалось, что по кромке Соборной горы идёт песчаный оборонительный вал первой половины IX (!?) в., перекрытый позднейшими наслоениями. Под валом – культурный слой VII–IX вв. Эти заключения базировались на археологических находках из насыпи вала и подстилающего её слоя и пока единственной радиоуглеродной дате, полученной по конструкциям внутри песчаной насыпи. Смущало то, что площадь раскопа была мала (3х3 м) и конструкции «клетей» внутри насыпи не удалось выявить полностью.
На фото: Слева: план Соборной горы с шурфами 2021 и 2022 г. (В 2022 г. расширен шурф 1)
Справа: профиль восточной стенки шурфа 1 на Соборной горе, в нижней части виден разрез песчаной насыпи вала. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
На фото: Нижний ярус «клетей» в основании вала IX в. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
В 2022 г. раскоп (шурф 1) был расширен вдвое. В результате насыпь вала изучена лучше. Выявлено место пересечения бревен клетей. Оказалось, что лишь нижние бревна были обуглены перед укладкой, и поэтому их след легко читался. В целом сомнения относительно датировки вала развеялись, хотя 10 радиоуглеродных образцов ещё ждут датирования. В насыпи вала найдена серия характерных лепных венчиков конца I тыс. н.э., а также две бронзовых трапециевидных подвески. Никаких более поздних предметов в насыпи нет. Высота песчаного вала на изученном в 2021–2022 гг. участке достигает 1,5 м, а ширина более 6 м. Соответственно, можно предполагать, что исходные значения были, как минимум, в два–три раза больше, так как раскопана лишь внешняя пола насыпи. На поверхности древнего вала в XV–XVI вв. была сооружена деревянная стена (при этом были уничтожены наслоения XI–XIV вв.!), окружавшая смоленский «детинец». Эта стена изображена на гравюре начала XVII в.
На фото: А.В. Кованцев отбирает образцы на радиоуглеродный анализ из обугленных клетей. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
На фото: Слева: Трапециевидные подвески культуры смоленско-полоцких длинных курганов,
найденные в теле насыпи вала на Соборной горе
Справа: Фрагмент гравюры со штурмом Смоленска 13 июня 1611 г.
Мастерская Томаша Маковского по рис. Ф. Шемберга. 1611 г. Изображена стена на Соборной горе Смоленска. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Второй интригой, связанной с раскопками на Соборной горе является то, что при раскопках верхних слоев были встречены строительные материалы от не сохранившихся кирпичных построек XV–XVI вв. – кирпичи-пальчатки, кровельная черепица разных форм. Это открывает перспективы для поисков зданий этого времени на Соборной горе.
На фото: Кирпичи-пальчатки и кровельная черепица XV–XVI вв. из шурфа 1 на Соборной горе. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Смоленской экспедицией ИА РАН была заложена серия шурфов на восточном склоне Воскресенской горы — одного из легендарных «семи холмов» города. В результате этих работ получена принципиально новая информация об истории деятельности человека на одной из виднейших ландшафтных доминант Смоленска. Выявлено огромное средневековое кладбище, близ одного из погребений которого зафиксированы выразительные следы необычной для XVI в. тризны. Древнейшие из находок датируются временем не ранее рубежа XI–XII вв. Собрана представительная и однородная серия фрагментов гончарной керамики, а также богатейшая коллекция образцов фресковой живописи и плинфы второй трети XII в., кроме того, обнаружены осколок амфоры, выразительные фрагменты сосудов XVI в. и серия нумизматических памятников XVI–XX вв., наиболее интригующим из которых можно признать отчеканенную впервые встретившимися исследователям штемпелями монету, которая, вероятно, является смоленским пулом.
На фото: Слева: Крестопрорезной бубенчик конца XI – начала XII в. из шурфа 1 на Воскресенской горе
Справа: Фрагменты фресок из шурфов на Воскресенской горе. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Полученные материалы ставят перед исследователями ряд новых научных проблем, в частности, не до конца ясны причины полного отсутствия в шурфах археологического материала XIII–XIV вв. (таких как, например, стеклянные браслеты), целенаправленного уничтожения руин храма и кладбища в XVII в. и наличия фрагментов фресок в культурном слое на расстоянии десятков метров от места древнерусской каменной постройки.
На фото: «Пуло смоленское» из шурфа 1 на Воскресенской горе. Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
В заключение стоит отметить, что нами выявлены остатки церкви Кирилла в устье Чуриловки, «пропавшей» после раскопок 1972 г. (ни в публикациях, ни в отчетах нет точных топографических привязок). Сейчас руины церкви неожиданно обнажились в результате частного строительства.
На фото: Упавшая стена церкви Кирилла на устье Чуриловки (рис. Г.О. Моисеенкова). Фото с сайта: https://www.archaeolog.ru
Н.А. Кренке, В.А. Волков, И.Н. Ершов, А.В. Кованцев, О.А. Лопатина, Г.О. Моисеенков, В.А. Раева
Источник: Институт Археологии РАН
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Представители Совета регионального отделения Российского исторического общества в Орловской области — директор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Павел Меркулов и заместитель директора Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Виктор Ливцов стали участниками XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее русского мира».
1722 год был отмечен в России настоящим всплеском бурного законотворчества, и без того активного в эпоху неутомимого царя-реформатора. Даже беглый взгляд на череду многочисленных «указов», «законов», «положений» и«инструкций» этого года выхватывает примечательные правовые «куриозы», как сказали бы в осьмнадцатом столетии.
«Короля играет свита» — это известное и, возможно, справедливое для Европы утверждение на российской почве требовало уточнений. Особенно — в эпоху Петра Великого, чья страсть к игрищам и потехам в ближнем кругу не помешала царю-реформатору создать крепкую, преданную его делу команду исполнителей и продолжателей небывалых по масштабу государственных начинаний.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.