23 апреля 2024 года председатель Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев выступил на радио Sputnik в программе руководителя Россотрудничества Евгения Примакова «Починяем примус c Евгением Примаковым».
В ходе эфира участники обсудили русскую эмиграцию после окончания Гражданской войны: из кого она состояла, поменялись ли со временем их взгляды и как эти люди относились к началу Второй мировой войны. Руслан Григорьевич отметил, что не корректно называть всех эмигрировавших граждан бывшей Российской империи «белыми». Среди них встречались люди с диаметрально противоположными взглядами:
«Всё-таки это был достаточно широкий спектр политических сил. Ну, начать надо, наверное, прежде всего с социалистов. Были и анархисты, тот же Нестор Махно, закончивший свою жизнь во Франции... Троцкий и вообще леваки, троцкисты, которые в 20-е годы оказались за границей. Эсеры, в том числе, например, Борис Савинков – их было довольно много, включая и лидеров этой политической партии, которые обосновались в разных странах – едва ли их можно к белым отнести. То, что называется белой эмиграцией, – это прежде всего русская военная эмиграция, которая воевала в Гражданскую войну против советской власти. Вот они, пожалуй, и составляли основу белой эмиграции».
При этом среди людей, покинувших Россию, были люди правых взглядов, но которых тоже нельзя было назвать «белыми»:«Большинство из них и в Гражданской войне не участвовало, но они были монархистами, выступали за восстановление в России в какой-то отдалённой перспективе монархического строя. При этом среди белых монархистами были далеко не все... То, что белая иммиграция была насквозь монархической, – это, конечно же миф, как и то, что белые армии были армиями монархическими. Среди белых монархисты, конечно же, были, многие из офицеров исповедовали монархические взгляды. Но монархические знамёна ни одна из белых армий не поднимала. Это приводит к другой крайности, что в Белой армии были сплошные либералы, предавшие государя. Картина была несколько сложнее, Белая армия не была такой монолитной силой, в ней объединялись разные политические взгляды, как правило консервативные, для которых была неприемлема социалистическая Россия».
Отвечая на вопрос Евгения Примакова о том, возможно ли, что наша страна до сих пор не залечила травму Гражданской войны и противостояние белых и красных продолжается до сегодняшнего дня, Руслан Григорьевич подчеркнул:
«Я глубоко убеждён, что нам важно и давно пора по отношению к белым и красным примириться. Люди, которые воевали друг против друга, давно умерли. Сейчас те, кто пытается говорить, что продолжают их дело, зачастую, не могут воспроизвести даже программных установок. Убеждения нынешних коммунистов не всегда коррелируются с теми взглядами, которые исповедовали в партии Владимира Ильича Ленина в те годы. И наоборот. белые далеко не всегда правильно соотносят себя с тем, что происходило в то время. Этот разлом, он крайне болезненный. Важно сейчас понимать недопустимость гражданского противостояния».
Текст: Анастасия Димитриева
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School