Накануне Дня Победы сопредседатель Российского исторического общества, ректор Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО) провел онлайн-лекцию, в ходе которой рассказал о влиянии Великой Победы на положение Советского Союза на международной арене.
Лекция была организована в партнерстве с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова и информационным агентством Sputnik.
В начале своей речи Анатолий Торкунов подчеркнул, что «9 Мая - главный национальный праздник в нашей стране».
В настоящее время высказывается множество различных суждений о том, каким был бы мир, если бы исход Второй мировой войны был иным. Анатолий Торкунов отметил, что этот вопрос стоял перед аналитиками и в период войны как в СССР, так и в странах –союзницах по антигитлеровской коалиции.
Анатолий Торкунов процитировал материал, подготовленный аналитиками Комитета начальников штабов США, – это подробный анализ развития ситуации в случае поражения Красной армии под Сталинградом и прекращения активного советского сопротивления по всему фронту. В документе, в частности, говорится, что падение России станет катастрофой, которая поставит США в отчаянное положение. Континентальная Европа будет полностью и надолго потеряна для союзников. Взяв под свой контроль основные природные и экономические ресурсы Советского Союза, Германия станет непобедимой в прямом военном противоборстве. «В лучшем случае удастся удержать Британские острова, но и там ожидается резкое усиление прогерманских настроений в правящих кругах страны, падение кабинета Черчилля и заключение сепаратного мира с Германией, – отмечается в документе. – Крах СССР вызовет цепную реакцию по всему миру: рухнет движение Сопротивления в Европе, развалится Британская империя, широко распространятся прогерманские настроения на Ближнем Востоке и в Латинской Америке, а соединение германских и японских армий в районе Суэца отрежет союзников от доступа к ближневосточной нефти. США окажутся заперты в Западном полушарии и будут вынуждены перейти к глухой и длительной обороне».
Перспективы казались настолько мрачными, что в документе даже рассматривался вариант сепаратного мира с Германией или с обеими ведущими странами «оси». Однако этот вариант был незамедлительно отвергнут как чреватый полной изоляцией США в мире.
Такого мнения придерживалось военное командование США, отнюдь не склонное преувеличивать советский фактор в войне, подчеркнул Анатолий Торкунов.
«Кроме того, победа стран «оси» привела бы к всемирному распространению тоталитарной модели, идеологии фашизма, расизма и антисемитизма», – сказал он.
«Мир стоял тогда на краю вселенской катастрофы. Наша победа, которая была достигнута вместе с союзниками, отвела его от этого края», – заявил Анатолий Торкунов, добавив, что враги человеческой цивилизации были разгромлены. Потерпели крах сотрудничавшие с фашизмом старые консервативные элиты Европы, укрепились позиции левых демократических сил, которые стали определять вектор дальнейшего развития Европы в направлении социальных государств и улучшения жизни простых людей. «Осознание опасности агрессивного национализма и межгосударственной вражды привело к зарождению интеграционных процессов на Европейском континенте. Был дан мощный импульс распаду колониальной системы с последующим выходом на мировую арену таких гигантов, как Китай и Индия», – напомнил Анатолий Торкунов.
«Тем самым наша Победа в войне расчистила путь к созданию совершенно нового миропорядка, основанного на более справедливых и демократических основах», – сказал он. Основы этого миропорядка закладывались ещё в ходе войны совместными усилиями ведущих держав антигитлеровской коалиции.
Важную роль сыграли уроки, извлеченные из Версальского мира, Лиги Наций и мирового экономического кризиса 1930-х гг. Руководство «Большой тройки» понимало необходимость создания новых, более инклюзивных и эффективных механизмов поддержания международной безопасности и стабильности мировой экономики, отметил Анатолий Торкунов. Следствием этого стали проект по созданию ООН и Бреттон-Вудская система, запущенные уже к концу войны.
Особый акцент следует делать на роли СССР в планировании и создании послевоенного мира, которая, к сожалению, сегодня часто замалчивается или искажается. Между тем Советский Союз принимал активное и равноправное участие в создании новых международных институтов: советское руководство не собиралось отстраняться от участия в формировании послевоенного мира и послевоенного регулирования.
В 1943 году были созданы три комиссии в Народном комиссариате иностранных дел СССР: по подготовке мирных договоров и послевоенного устройства (во главе с М.М. Литвиновым), по вопросам перемирия (во главе с К.Е. Ворошиловым) и по возмещению ущерба, нанесенного Советскому Союзу гитлеровской Германией и ее союзниками (во главе с И.М. Майским). В их работе участвовали не только дипломаты, но и ученые и военные.
Они исходили из продолжения взаимодействия с западными союзниками, которое считалось необходимым для решения основных задач, стоявших перед советской внешней политикой: долговременного обезвреживания Германии и Японии, легитимации новых советских границ и зон влияния за их пределами, получения экономической и финансовой помощи на послевоенное восстановление разрушенного хозяйства страны, отметил Анатолий Торкунов.
В 1942 году во время визита Наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова в Вашингтон И.В. Сталин полностью поддержал идею Ф. Рузвельта о «четырех полицейских»: «Большая тройка» плюс Китай как основные гаранты послевоенного мира.
«Не может быть сомнения, что без создания объединенной вооруженной силы Англии, США, СССР, способной предупредить агрессию, невозможно сохранить мир в будущем. Хорошо было бы сюда включить Китай», – телеграфировал Сталин Молотову.
Анатолий Торкунов напомнил, что в ходе Тегеранской конференции И.В. Сталин в развитие этой идеи поднял вопрос о создании коллективных вооруженных сил четырех держав для предотвращения агрессии в будущем. Однако Ф. Рузвельт, на словах согласившись с этим, уклонился от конкретного обсуждения этого вопроса и возможного продвижения на этом направлении.
В Кремле совершенно обоснованно считали, что решающим вкладом в разгром фашизма и огромными жертвами в этой борьбе СССР заслужил признания своих законных интересов и равноправного участия в послевоенной мировой политике наряду с США и Великобританией, подчеркнул Анатолий Торкунов.
При этом он добавил, что советские эксперты видели расхождение геополитических, идеологических и иных интересов между великими державами, но не считали, что эти расхождения носят антагонистический характер, и надеялись на бесконфликтное разграничение сфер безопасности в Европе по принципу «ближайшего соседства». Эти идеи перекликались с проектами западных экспертов-международников.
Однако и в Москве, как и в Вашингтоне и Лондоне, были реалисты, которые не предполагали создания системы безопасности, способной обеспечить мир навечно, отметил Анатолий Торкунов. Так, например, И.В. Сталин в Ялте говорил о необходимости сохранения мира на 50 лет.
«Тем не менее созданная лидерами стран-победительниц Ялтинско-Потсдамская система решила задачу сохранения мира на обозримую перспективу», – подчеркнул Анатолий Торкунов. При всех издержках и недостатках она оказалась гораздо более эффективной и устойчивой, чем ее предшественница – Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
В целом победа Советского Союза в войне наглядно показала огромные мобилизационные возможности и военную мощь СССР. Советский Союз приобрел новый статус в мире, который нельзя было игнорировать.
Во встрече приняли участие историки, журналисты, редакторы и корреспонденты российских и зарубежных СМИ, преподаватели и студенты МГИМО. По окончании лекции они обсудили, в частности, вопросы развития мирового политического процесса в послевоенный период.
Так, член Президиума Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский поднял вопрос о том, какое влияние система послевоенных договоренностей оказала на обстановку на Дальнем Востоке и на международные отношения Китая, Япония и Кореи.
Как подчеркнул Анатолий Торкунов, восточный фронт борьбы с фашизмом сыграл значительную роль в победе над фашизмом во Второй мировой войне. Китай оказался первой жертвой агрессии. «Сегодняшнее видение событий на Дальнем Востоке заключается в том, что мы понимаем ту огромную роль, которую сыграл Китай в достижении Победы. Неслучайно Сталин и Рузвельт говорили о том, что Китай наряду с СССР, Великобританией и США должен стать одним из столпов послевоенного мирового устройства», – сказал Анатолий Торкунов.
Но ситуация сложилась несколько иначе. Долгие годы Китай не признавался западными державами. Ситуация в 1970-е гг. изменилась, когда Китай получил заслуженное место в ООН, отметил он.
Говоря о стабильности на Дальнем Востоке, нужно отметить, что наиболее крупный послевоенный конфликт произошел именно здесь – на Корейском полуострове, сказал Анатолий Торкунов, добавив, что война 1950–1953 годов была «войной на уничтожение».
Не стоит забывать и о Вьетнамской войне. Баланс сил США и СССР, сформированные международные переговорные площадки позволили этим конфликтам не перерасти в ожесточенное противостояние великих держав.
Нельзя сказать, что сегодня система безопасности, существующая на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии, достаточно прочная, считает Анатолий Торкунов. Он напомнил, что российское, а ранее советское руководство многократно выступало с идеями о создании более надежной системы коллективной безопасности.
Завершен ещё один этап создания памятника Александру III
6 мая 1945 года началась Пражская наступательная операция
Проект В. Никонова "Двадцать восемь мгновений весны 1945-го". Пражское восстание
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.