16 марта в Московском государственном институте международных отношений открылась представительная международная конференция, приуроченная к 70-летию Фултонской речи Уинстона Черчилля.
Свое приветствие участникам конференции направил Председатель Государственной Думы ФС РФ, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
В конференции «К 70-летию Фултонской речи Уинстона Черчилля. Инерция холодной войны и современная международная ситуация» приняли участие известные политики, дипломаты и эксперты из разных стран мира. Среди участников форума - бывший министр иностранных дел Польши Адам Даниэль Ротфельд, экс-посол СССР в ФРГ Валентин Фалин, депутаты Национального собрания Франции и Европарламента.
В ходе пленарного заседания ректор МГИМО и сопредседатель Российского исторического общества академик Анатолий Торкунов отметил, что сам Черчилль был бы удивлен, узнав, что спустя столько лет его речь продолжает обсуждаться в первую очередь в России, а не на Западе.
Ректор провел аналогии состояния отношений между Россией и Западом в середине XX века и сегодня, отметив, что нынешний «железный занавес» строится уже «не Россией, а вокруг России». По словам Анатолия Торкунова, путь для нормализации отношений по-прежнему открыт, о чем свидетельствует сотрудничество по иранской ядерной проблеме или урегулированию конфликта в Сирии.
Президент Фонда исторической перспективы и руководитель Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая указала на то, что сегодня мы переживаем масштабный передел мира: нестабильность традиционно сохраняется и на Балканах, и в Средиземноморском регионе. Н.Нарочницкая отметила, что в период холодной войны положение международных дел было гораздо стабильнее: два противоборствующих блока – США и СССР – строго соблюдали «правила игры» и никогда не переходили «красных линий». Другой была и политика европейских правительств. В этом контексте Наталья Нарочницкая привела в пример национально ориентированную позицию генерала де Голля, старавшегося достичь политической независимости его страны от США через равноправное сотрудничество с Советским Союзом.
Президент Ассоциации Фондов мира, шахматист и политик Анатолий Карпов в своем выступлении остановился на личности Черчилля, отметив, что тот был «ярым ненавистником России», неоднократно выдвигавшим спорный тезис «об исключительности англо-саксонской расы».
Затем работа конференции перешла в формат панельной дискуссии «Возникновение «железного занавеса». От антигитлеровской коалиции к блоковому противостоянию». В ходе развернувшейся полемики научный директор Германо-Российского Форума Александр Рар с сожалением отметил, что европейцы уже не помнят уроков холодной войны и повторяют свои исторические ошибки.
Ему оппонировал бывший министр иностранных дел Польши, профессор Варшавского университета Адам Ротфельд, указавший, что выступление Черчилля было лишь ответной реакцией на речь Сталина от 9 февраля 1946 года, в которой генералиссимус отметил, что воины будут неизбежны до тех пор, пока советская модель не возобладает во всем мире.
В свою очередь, депутат Национального Собрания Франции, республиканец Николя Дьюик обратил внимание участников конференции на роль СССР во Второй мировой войне и напомнил присутствующим, что «26 миллионов граждан Советского Союза погибло, в том числе и для того, чтобы Франция была свободна». Он подсчитал, что Россия спасала Францию трижды: от монголо-татарского нашествия, в Первую мировую войну и во Вторую мировую войну. Теперь же, по словам французского парламентария, мы живем в эпоху «вседозволенности отдельных государств».
Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества Алекандр Чубарьян в своем выступлении отметил рост интереса к истории во всем мире. По его словам, о начале новой холодной войны говорить не приходится. Виноваты лишь современные СМИ: «они могут испортить отношения даже между близкими друзьями».
В развернувшейся позже дискуссии приняли участие директор Центра военно-политического анализа Гудзонского института Ричард Вайтц, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества в Париже Джон Локленд, экс-депутат Европарламента Иван Бло и ряд других экспертов, политологов и историков.
Напомним, что выступление британского политика в Вестминстерском колледже (штат Миссури, г. Фултон), уже не являвшегося на тот момент премьер-министром и находящегося в США с неофициальным визитом, потрясло мировое сообщество и стало официальной точкой отсчета холодной войны. «Мускулы мира» – так, обыгрывая английский фразеологизм, назвал Черчилль свою речь, в которой, по его собственным словам, «не следует усматривать ничего, кроме того, что вы услышите».
«Общаясь в годы войны с нашими русскими друзьями и союзниками, я пришел к выводу, что больше всего они восхищаются силой и меньше всего уважают слабость, в особенности военную. Поэтому мы должны отказаться от изжившей себя доктрины равновесия сил, или, как ее еще называют, доктрины политического равновесия между государствами. Мы не можем и не должны строить свою политику, исходя из минимального преимущества и тем самым провоцируя кого бы то ни было померяться с нами силами. Если страны Запада будут едины в своей неуклонной приверженности принципам, заложенным в устав Организации Объединенных Наций, то они своим примером научат уважать эти принципы и других».
Из речи У.Черчилля в Вестминстерском колледже, 5 марта 1946 г.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School