Такое название носит выставка, открывшаяся в Доме учёных им. А.П. Александрова Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» 17 сентября 2019 года перед началом круглого стола, посвященного истории советского атомного проекта. Выставку осмотрели Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.
В основе экспозиции – документы и памятники истории науки и техники из собрания НИЦ «Курчатовский институт» и архива СВР России. С восемью из этих источников можно ознакомиться на сайте РИО. Уникальные архивные документы, ряд из которых был рассекречен специально для этой экспозиции, раскрывают взаимодействие учёных и разведчиков в рамках реализации атомного проекта. Широкой публике впервые показаны материалы, которые попадали по каналам научно-технической разведки к нашим ученым, участвовавшим в создании атомного оружия в Лаборатории № 2.
XX век войдет в мировую историю как «атомный». Серьезный фундамент в области ядерных исследований был заложен в СССР еще в довоенные годы. Это сыграло решающую роль в успешном развитии советского атомного проекта в кратчайшие сроки.
Уже в 1939 году не только Германия, но и Великобритания и США полностью засекретили работы по урану. С осени 1941 года в СССР начала поступать разведывательная информация о проведении в Великобритании и США секретных работ по созданию мощнейшей бомбы. Несмотря на значительные силы и средства, которые направлялись на фронт во время Великой Отечественной войны, руководство СССР прислушалось к мнению ряда ученых, подкрепленному разведданными, о необходимости возобновления прерванных войной работ по ядерной тематике.
28 сентября 1942 года под грифом «Совершенно секретно» вышло распоряжение Государственного Комитета обороны СССР «Об организации работ по урану», в котором Академии наук СССР поручалось организовать специальную лабораторию атомного ядра и были сформулированы задачи по решению урановой проблемы — разработке и созданию ядерного оружия в нашей стране. Всего через семь лет – 29 августа 1949 года – была успешно испытана первая советская атомная бомба. Таким образом, за такой кратчайший срок советским ученым удалось сделано невозможное.
Научное руководство всеми работами по урану проводил профессор Игорь Васильевич Курчатов. В своей деятельности он использовал некоторые теоретические, расчетные и конструкторские наработки американцев, которые попадали к нему по каналам научно-технической разведки НКВД. В тот период физики и разведчики оказались в одном «силовом поле». Они по-разному решали общую сложную задачу: информация разведки без дополнительных расчетов и доказательств физиков была бы бессмысленна. Получаемые сведения тщательно анализировались Игорем Курчатовым и безусловно оказались полезными в корректировке направлений исследований. По некоторым оценкам, они сэкономили силы и средства, примерно на год сократив срок создания советской атомной бомбы. Это оказалось жизненно важным – в настоящее время есть точные сведения, что у США был разработан план нанесения по территории СССР ядерного удара.
После окончания Второй мировой войны набрало силу противостояние с недавними союзниками – США и Великобританией. Оно грозило еще более опасными последствиями: в канун открытия Потсдамской конференции на авиационной базе «Аламогордо» (США, штат Нью-Мехико) был произведен первый в мире ядерный взрыв. Последовавшая за этим американская атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года четко обозначила новый стратегический приоритет, показав, что разрушительная сила нового оружия может стать фатальной для всего человечества.
Противостоять этой угрозе могли только объединенные усилия советских ученых и разведчиков. Очень скоро советская наука создала собственный ресурс для обеспечения ядерного щита.
25 декабря 1946 года в Лаборатории № 2 под руководством Игоря Курчатова произошел пуск первого в Евразии исследовательского уран-графитового реактора Ф-1. Колоссальная работа по созданию реактора заняла всего 16 месяцев. Работы, проводимые на этом реакторе (прежде всего получение весовых количеств плутония), помогли ускорить пуск первого промышленного реактора – секретного завода № 817 (реактор «А») на Урале, в Челябинской области. К лету 1949 года под руководством главного конструктора КБ-11 Ю.Б. Харитона были решены и отработаны все вопросы, связанные с конструкцией первой атомной бомбы РДС-1. В августе 1949 года постановлением Совета Министров СССР научным руководителем испытания был назначен И.В. Курчатов, заместителем научного руководителя – Ю.Б. Харитон.
«Физика и разведка в силовом поле атомного проекта»
«Физика и разведка в силовом поле атомного проекта»
SHAL7656.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL7656.jpg
SHAL7675.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL7675.jpg
SHAL8043.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL8043.jpg
SHAL8034.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL8034.jpg
SHAL7944.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL7944.jpg
SHAL8047.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL8047.jpg
SHAL8049.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL8049.jpg
SHAL8045.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL8045.jpg
SHAL8469.jpg
https://historyrussia.org/images/17092019-Kurchatov/SHAL8469.jpg
«Это послужило наглядным предостережением для недавних тогда союзников – Соединенных Штатов Америки – от поспешных попыток переиграть итоги Второй мировой войны и ввергнуть мир в пучину очередного глобального конфликта»,
– заявил в ходе круглого стола Сергей Нарышкин.
В октябре 1949 года государственные награды были вручены 841 участнику советского атомного проекта. Если имена ученых общественность узнала практически сразу после успешного испытания нового оружия, то награждение разведчиков состоялось лишь полвека спустя.
Документы, представленные в экспозиции, отражают лишь малую часть огромной и напряженной работы, которую выполняли институты, конструкторские бюро и заводы, мобилизованные на решение важнейшей стратегической задачи.
Выставка в Курчатовском институте стала только началом работы, которую НИЦ и РИО будут продолжать с целью представления достоверной исторической информации по атомному проекту.
Выставка будет открыта до 17 октября 2019 года.
Teкст: Вера Марунова
Фото: Александр Шалгин
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Стратегический приоритет России на протяжении 70 лет
Речь С.Е. Нарышкина на круглом столе, посвящённом истории атомного проекта СССР
Документы из архива СВР России по истории советского атомного проекта
«Стратегия СССР по предотвращению Второй мировой войны в Европе и Азии»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Русско-турецкая война 1877–1878 годов принесла много нового в сферу отечественной печати. К примеру, это было первое военное событие, где российская пресса имела своих аккредитованных представителей. Присутствие корреспондентов на фронте можно рассматривать как важный акт российской внешней политики.
Прорубив «окно в Европу», российский государь незабывал и о развитии контактов с восточными соседями. При нём был подписан первый мирный договор с Китаем, по которому предполагалось «людям из обоих сторон для нынешние начатые дружбы приезжати и отъезжати до обоих государств добровольно и покупать, и продавать, что им надобно…».
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).
Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].