Печальная судьба Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности с высокой вероятностью ожидает и Договор о СНВ – такое заявление сделал Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин в ходе рабочей поездки в Санкт-Петербург.
На круглом столе, который состоялся в стенах родного для Сергея Нарышкина вуза – «Военмехе», речь шла об истории отечественного ракетостроения. Однако тема оказалась куда шире: в ходе дискуссии поднимались вопросы ядерного паритета и современной напряжённой политической обстановки, говорили также об уровне квалификации нынешних студентов и о том, насколько болонская система образования успешно или не очень вписывается в подготовку кадров для одной из ведущих отраслей – оборонно-промышленного комплекса.
Ещё до начала дискуссии Сергей Нарышкин прошёл по коридорам альма-матер: посетил зал, где представлена фотовыставка, рассказывающая о становлении ракетостроения в России, а также в сопровождении ректора Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Константина Иванова осмотрел зенитно-ракетный комплекс С-300. Председатель РИО оставил запись в Книге почётных гостей и расписался на полноразмерном макете управляемой зенитной ракеты С-300.
С-300 – это безусловная гордость нашей страны, но далеко не новейшая, даже в своих модификациях, разработка отечественных конструкторов. О том, что разработки эти ведутся, и весьма успешно, знают даже за океаном. И вероятно, в том числе и поэтому идут ва-банк: в Вашингтоне до сих пор не подтвердили заинтересованность в продлении СНВ-3, срок действия которого истекает в феврале 2021 года. Возможность пролонгировать соглашение, подписанное еще в 2010-м, США допускают лишь в случае, если в договор включат «все новое вооружение России, которая стремится расширить свой стратегический ядерный потенциал». С соответствующим заявлением ранее выступал глава Пентагона Марк Эспер.
«Обнародованный в начале этого года обзор политики США в области противоракетной обороны, по существу, рвёт взаимосвязь стратегически наступательных и оборонительных вооружений, предопределяет неограниченность действий Соединённых Штатов Америки в сфере противоракетной обороны, создавая в американской политической элите крайне опасную иллюзию возможности выиграть в ядерной войне. Декларируя приверженность международному правовому режиму контроля над вооружениями, Вашингтон на деле занимается последовательным демонтажем всех многосторонних договоренностей на этот счёт»,
– отметил, выступая на круглом столе, Сергей Нарышкин.
По его словам, очередным знаковым событием после выхода США из Договора о противоракетной обороне в 2002 году стало разрушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. И как итог, «американцы провели испытания новой крылатой ракеты на дальность, которая была запрещена этим договором».
Сергей Нарышкин отметил, что это наглядно свидетельствует о том, что Вашингтон изначально не был заинтересован в сохранении договора.
«Печальная судьба Договора о ракетах средней и меньшей дальности с высокой вероятностью ожидает и Договор о стратегических наступательных вооружениях, срок действия которого истекает в феврале 2021 года. Такая линия Соединённых Штатов не что иное, как прямой подрыв системы международной безопасности, открытая декларация отказа от военной сдержанности и транспарентности»,
– подчеркнул Председатель Российского исторического общества.
Впрочем, как свидетельствуют архивные документы, это происходит не в первый раз. В ходе дискуссии в Балтийском государственном техуниверситете был представлен новый документальный трехтомник «Становление ракетной мощи страны». В нём впервые публикуются материалы из различных военных и государственных архивов по вопросам становления и развития ракетно-ядерного оружия Советского Союза в первой половине 1960-х годов, некоторые документы были рассекречены специально для этого издания.
«За 10 лет стране удалось добиться паритета с США по ракетам. Это уникально. Что интересно: если мы накладываем это на события того времени, мы видим, как по мере того, как создается этот паритет, становится мягче и мягче американская политика»,
– рассказал ответственный редактор издания «Становление ракетной мощи страны» Сергей Кудряшов.
Он отметил, что американцы тоже рассекретили часть документов о тех событиях, и они показывают, насколько отличается мотивация к созданию ядерного оружия и его возможного применения в Москве и в Вашингтоне. Если у нас оно разрабатывалось в первую очередь как способ противодействия и сдерживания, то в США – как ключ к мировому господству.
«Там такие выводы делаются… Что мы нанесём первый удар по СССР, да, погибнут десятки миллионов русских. А дальше вывод: но потом они поймут, что мы воюем ради их свободы»,
– продолжил Сергей Кудряшов.
И тут не покидает чувство дежавю, ведь что-то подобное происходит и в наши дни на Ближнем Востоке. И не потому ли разворошили уже всё, что могли и где были собственные интересы, – Ирак, Ливию. Пытались установить свои порядки в Сирии, но отчего-то пока не решаются применить ту же концепцию в отношении Ирана, в очередной раз лишь выражая беспокойство его ядерной программой.
«К сожалению, психология военно-политической элиты США не слишком изменилась. И так называемые «демократизаторские» порывы, которые в последние 20 лет ими совершались, обернулись сотнями тысяч человеческих жизней в нескольких суверенных, независимых странах. Ни родные, ни близкие, ни другие граждане этих стран, которые остались живы, вовсе не благодарны заокеанским демократизаторам за их порыв. Более того, они ненавидят и проклинают тех, кто принимал решения об агрессии в этих странах»,
– сказал Сергей Нарышкин.
А поэтому, как говорили участники круглого стола, крайне важно развивать оборонно-промышленный комплекс, готовить качественные кадры, готовые справиться с актуальными задачами.
«Сейчас мир развивается в области спутниковых технологий и космических комплексов. Мы отчасти занимаемся и ракетоносителями, и пусковыми установками, и системами управления. И сейчас очень много внимания уделяем космическим спутникам с системами наблюдения»,
– отметил ректор БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Константин Иванов.
Между тем, не всё новое – актуально. Многие участники дискуссии указывали на то, что применять нынешнюю болонскую систему образования при подготовке кадров в области ракетостроения подчас затруднительно.
«Выпускники вузов – бакалавры практически не обладают компетенциями, достаточными для работы в ракетно-космической промышленности. Мы пришли к выводу, что их надо доучивать. Потому что очень высока цена неправильных решений, – сказал профессор кафедры «Космические аппараты и двигатели» БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Лев Калянин. – Может быть, я не прав, но я всё равно считаю, что специалисты всё равно получаются лучше по своему образованию, чем магистры».
Такое же мнение бытует и в среде работодателей. Так, например, генеральный директор ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» имени И.В. Горынина Алексей Орыщенко отметил, что также считает обучение по программе бакалавриата в такой серьёзной сфере недостаточным.
«Когда приходит ко мне на работу бакалавр, я говорю: ты понимаешь, что ты не инженер? А он говорит, как так, у меня законченное высшее образование!»,
– сказал Алексей Орыщенко.
15 ноября 2019 года в «Военмехе» обсудили перспективы подготовки кадров для ОПК
15 ноября 2019 года в «Военмехе» обсудили перспективы подготовки кадров для ОПК
SHAL0010.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0010.jpg
SHAL0016.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0016.jpg
SHAL0131.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0131.jpg
SHAL0210.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0210.jpg
SHAL0269.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0269.jpg
SHAL0461.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0461.jpg
SHAL0580.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0580.jpg
SHAL0662.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0662.jpg
SHAL0769.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0769.jpg
SHAL0903.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0903.jpg
SHAL0925.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0925.jpg
SHAL0964.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0964.jpg
SHAL0997.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL0997.jpg
SHAL1038.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1038.jpg
SHAL1057.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1057.jpg
SHAL1080.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1080.jpg
SHAL1102.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1102.jpg
SHAL1223.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1223.jpg
SHAL1257.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1257.jpg
SHAL1283.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1283.jpg
SHAL1445.jpg
https://historyrussia.org/images/15112019-S_P/Voenmeck/SHAL1445.jpg
«Я согласен, что от названия должности выпускника – специалист, или инженер – многое зависит даже в морально-психологическом смысле слова, – продолжил высказанную мысль Сергей Нарышкин. – Три года назад, когда я возглавил СВР, я обнаружил, что старые названия должностей в 90-х годах были изменены. Появились специалисты, эксперты. Красиво называлось, но был в определенной степени потерян дух. И я вернул старые названия».
Интересно, что и «Военмех» на протяжении всей истории своего существования тоже не раз менял название. Он был основан в 1932 году и назывался тогда Военно-механический институт народного комиссариата тяжелой промышленности. Все последующие годы «Военмех» был кузницей кадров для предприятий оборонного комплекса и освоения космоса. За годы работы университет подготовил более 60 тысяч высококлассных специалистов.
Текст: Вера Марунова
Фото: Александр Шалгин
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School