Фильм «Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян», поддержанный фондом «История Отечества», получил главный приз конкурса неигровых картин XV Международного кинофестиваля «Русское зарубежье». Торжественная церемония прошла в Москве.
Кинокартина входит в цикл «Настоящее-прошедшее (поиски и находки)» и снята телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества».
В годы Первой мировой войны Софья Федорченко была сестрой милосердия. Диалоги и обрывки фраз раненых солдат стали основой её книги «Народ на войне», которая одновременно принесла писательнице известность и разрушила её жизнь. Федорченко ушла на фронт никому не известной сестрой милосердия, а вернулась автором нашумевшей, не имевшей аналогов, жестокой летописи войны.
«Она — совершенно забытый писатель, автор известного произведения, переведённого на немецкий язык, на французский язык, хотя её произведение — это сугубо русская история. Мы делали фильм полтора года и обнаружили много документов в архиве литературы и искусства»,
— сказала автор сценария и продюсер фильма Наталия Спиридонова
в ходе презентации кинокартины, которая прошла в Доме Российского исторического общества
в день её рождения в 2020 году — в тот год отмечалось 140-летие Софьи Федорченко.
Книга «Народ на войне» вышла в Киеве в 1917 году, и её появление сразу стало событием в русской литературе. Её называли «драгоценным памятником эпохи», «подлинной правдой о русском народе», «огромным складом народной мудрости», «энциклопедией народной души». Писали, что «ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги». Софью Федорченко сравнивали с Чеховым и Толстым, называли величайшим мастером слова.
«Я записей не делала <…>. Писать тут же на войне мне и в голову не приходило. Я не была ни этнографом, ни стенографисткой <…>. Но я твёрдо решила сказать, что это почти стенографические записи, и отдать книгу эту как не свою», после чего её обвинили в мистификаторстве, в подделке народных высказываний. «Записывала я какие-то — часто отрывочные — слова, скорее напоминая себе свои впечатления от виденного и слышанного, чем подлинные слова, но смысл, правду того, что слышала, я хранила строго»,
— призналась спустя 10 лет Софья Федорченко.
В дальнейшем Софья Федорченко писала книги для юного читателя, стала основателем сектора детской литературы Союза писателей СССР. Но в жизни писательницы произошли события, круто изменившие её судьбу. На долгие годы её имя было вычеркнуто из отечественной литературы. За неё хлопотали многие выдающиеся личности, но вернуть имя Софьи Федорченко с большим трудом историки литературы смогли лишь в конце 80-х. Именно об этих драматических событиях рассказывает документальный фильм.
Текст: Вера Марунова
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
15 марта 2024 года в музее-панораме «Сталинградская битва» состоялось торжественное открытие выставки «Мгновения мира и войны Юрия Бондарева: к 100-летию со дня рождения» — совместного проекта Музея-заповедника «Сталинградская битва», Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовленного при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества».
Российская империя как уникальное историческое, геополитическое и культурное явление во многом была результатом продуманной политики государственных деятелей, на местах осуществлявших стратегию продвижения и освоения новых земель.
Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".