Фильм «Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян», поддержанный фондом «История Отечества», занял 2-е место в номинации «Историческое наследие в архивных источниках» II Всероссийского кинофестиваля архивных фильмов «Российский хронограф».
На фестиваль фильм «Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян» был выдвинут Российским государственным архивом литературы и искусства.
Кинокартина входит в цикл «Настоящее-прошедшее (поиски и находки)» и снята телерадиокомпанией «Плеяда» при поддержке фонда «История Отечества».
В годы Первой мировой войны Софья Федорченко была сестрой милосердия. Диалоги и обрывки фраз раненых солдат стали основой её книги «Народ на войне», которая одновременно принесла писательнице известность и разрушила её жизнь. Федорченко ушла на фронт никому не известной сестрой милосердия, а вернулась автором нашумевшей, не имевшей аналогов, жестокой летописи войны.
«Она — совершенно забытый писатель, автор известного произведения, переведённого на немецкий язык, на французский язык, хотя её произведение — это сугубо русская история. Мы делали фильм полтора года и обнаружили много документов в архиве литературы и искусства»,
— сказала автор сценария и продюсер фильма Наталия Спиридонова
в ходе презентации кинокартины, которая прошла в Доме Российского исторического общества
в день её рождения в 2020 году — в тот год отмечалось 140-летие Софьи Федорченко.
Книга «Народ на войне» вышла в Киеве в 1917 году, и её появление сразу стало событием в русской литературе. Её называли «драгоценным памятником эпохи», «подлинной правдой о русском народе», «огромным складом народной мудрости», «энциклопедией народной души». Писали, что «ни историк, ни социолог, ни беллетрист, ни политик не имеют права не знать этой книги». Софью Федорченко сравнивали с Чеховым и Толстым, называли величайшим мастером слова.
«Я записей не делала <…>. Писать тут же на войне мне и в голову не приходило. Я не была ни этнографом, ни стенографисткой <…>. Но я твёрдо решила сказать, что это почти стенографические записи, и отдать книгу эту как не свою», после чего её обвинили в мистификаторстве, в подделке народных высказываний. «Записывала я какие-то — часто отрывочные — слова, скорее напоминая себе свои впечатления от виденного и слышанного, чем подлинные слова, но смысл, правду того, что слышала, я хранила строго»,
— призналась спустя 10 лет Софья Федорченко.
В дальнейшем Софья Федорченко писала книги для юного читателя, стала основателем сектора детской литературы Союза писателей СССР. Но в жизни писательницы произошли события, круто изменившие её судьбу. На долгие годы её имя было вычеркнуто из отечественной литературы. За неё хлопотали многие выдающиеся личности, но вернуть имя Софьи Федорченко с большим трудом историки литературы смогли лишь в конце 80-х. Именно об этих драматических событиях рассказывает документальный фильм.
Текст: Полина Животова
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.