26–27 июля (6–7 августа) 1714 года в ходе Северной войны 1700–1721 годов между русскими и шведскими флотами состоялось сражение, итогом которого стала одна из самых значимых побед русского Военно-Морского Флота.
Ход Гангутского сражения
В конце июня 1714 года российский гребной флот под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина
Пётр І принял решение перебросить часть сил в шхерный район полуострова Гангут, внезапные действия галер в тылу противника должны были отвлечь его внимание от прорыва основных сил российского флота.
Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа
Ряд раритетных документов, а также книги и видеолекции, рассказывающие о сражении при мысе Гангут, хранятся в цифровом фонде Президентской библиотеки имени
«Наступило прекрасное летнее утро... и на море стоял мёртвый штиль. Шведския суда стояли вогнутой линией; в середине находился флагманский корабль. Наши галеры построились в три колонны; авангардом командовал сам царь», – приведённые строчки из книги М.А. Лялиной «Подвиги русских адмиралов Петра Михайлова, Спиридова, Ушакова, Сенявина, гр. Гейдена, Лазарева, Нахимова, Корнилова и их сподвижников» (1900) как нельзя лучше передают атмосферу последних минут перед битвой.
Стоит отметить, что многие мельчайшие обстоятельства, в том числе даже утренний штиль, были учтены
В начале войны с Карлом XII Россия не располагала достаточными морскими силами, чтобы противостоять шведам. Но это не остановило
Всего за 10 лет русские кораблестроители достигли серьёзных успехов, которые начали беспокоить шведского короля. Именно такой срок потребовался
В это время, как отмечает В.Г. Гончаров, главнокомандующий нашим флотом граф Апраксин проводил разведки вблизи позиций врага: «Он подробно доносил Государю и высказывал свои соображения по поводу предстоящих военных действий. Между прочим, граф Апраксин предлагал выждать полный штиль (безветрие), который часто бывает летом, и тогда, зайдя в море, обойти неприятельский корабельный флот, вне его выстрелов. Штиль давал гребному флоту возможность быстро передвигаться в то время, когда парусные корабли принуждены были стоять на месте».
Император же занимался подготовкой личного состава. «Царь... выходил с кораблями в море и производил различныя учения», – сообщается в издании «Гангутский бой…».
Расстановка сил в будущем сражении казалась крайне успешной для российского гребного флота: у нас было около 100 галер против 10 кораблей неприятеля. Однако, подчёркивает Гончаров, полагаться на это было бы ошибкой: «Численное превосходство русских, на первый взгляд, подавляющее, ослаблялось в сильной мере присутствием у шведов артиллерии большого калибра. Наши орудия, разбросанныя на многих судах, большею частью однофунтовыя, не могли состязаться с пушками неприятеля. Оставалось единственное средство – абордаж, но и оно представляло большия трудности из-за высокобортности шведских галер и фрегата».
Было решено идти на прорыв мимо эскадры королевского флота Швеции. Причём сделать это так, чтобы наши корабли прошли вне досягаемости пушек противника. Этот замысел удалось реализовать. Затем был нанесён удар по основным силам врага, которыми командовал контр-адмирал
«Было около 2-х часов дня, когда под белым флагом приблизилась к шведскому отряду русская галера с генерал-адьютантом Государя Ягужинским. В разстоянии одной корабельной длины она остановилась против фрегата „Элефант“, у трапа котораго стоял Эреншёльд. На предложение Ягужинского сдаться на милость победителей последовал решительный отказ, а на предупреждение, что в бою пощады не будет, шведский адмирал гордо ответил: „Я никогда в жизни не просил ея“», – рассказывает автор вышеупомянутой книги.
Ожесточённая битва длилась около трёх часов. Наряду с матросами с противником сражался сам
«Контр-адмирал Эреншёльд, весь израненный, бросился в море, но был поднят нашими людьми и доставлен на галеру царя. Пётр, уважая храбрость в своём противнике, оказал Эреншёльду всевозможное внимание, сам старался привести его в чувство и потом при каждом случае с похвалою отзывался о его храбрости и примерном исполнении долга», – так описаны итоги Гангутской баталии в издании «Подвиги русских адмиралов…».
В этот день,
27 июля (7 августа) русский флот двинулся к острову Гренгам, чтобы занять удобную позицию в шхерах, но был атакован шведами и повернул обратно в пролив. Когда шведские корабли втянулись в мелководный район, русские перешли в контратаку и взяли
Победа при Гренгаме ускорила заключение Ништадского мира и окончание Северной войны.
7 августа 1714 года
«Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, – обе руки имеет».
Пётр I
27 июля (7 августа) произошли две блистательные победы русского флота – морские сражения со шведским флотом
Одним из главных направлений внешней политики российского государства издревле была борьба за выход к морским побережьям, прежде всего к Балтийскому морю. Важнейшим этапом этой борьбы стала Северная война
Летом 1714 года русский галерный флот под командованием генерал-адмирала
В ходе сражения шведы потеряли
Гангут – первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Усилились позиции России в Финляндии. Боевые действия были перенесены на шведскую территорию.
Через шесть лет, 27 июля (7 августа) 1720 года, у острова Гренгам галерный флот под командованием генерала М.М. Голицына (61 галера и 29 лодок, 52 орудия) разбил шведскую эскадру вице-адмирала К.Г. Шёблада.
Сражение при Гренгаме
27 июля (7 августа) русский флот двинулся к острову Гренгам, чтобы занять удобную позицию в шхерах, но был атакован шведами и повернул обратно в пролив. Когда шведские корабли втянулись в мелководный район, русские перешли в контратаку и взяли
4 фрегата на абордаж, остальные шведские корабли отступили. Шведы потеряли 103 человека убитыми и 407 пленными, русские – 82 убитыми и 203 ранеными.
Победа при Гренгаме ускорила заключение Ништадского мира и окончание Северной войны.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School