1031 год назад в Крыму произошло событие, значительным образом повлиявшее на развитие России, – в 988 году князь Владимир крестился в Корсуни (Херсонесе). За этим последовало начало крещения остального населения страны. Сегодня, 28 июля, мы отмечаем два праздника – День крещения Руси и День памяти святого равноапостольного князя Владимира.
Как отмечается на сайте журнала «Фома», будущий Креститель Руси родился около 960 года. Его отцом был князь Святослав, а матерью – Малуша, ключница бабушки Владимира – святой княгини Ольги. Правил он сначала – с 970 года – в Новгороде, а затем с 978-го и до смерти в 1015 году – в Киеве.
После крещения князь вернулся в Киев и привёз с собой православных священников. Первыми они крестили сыновей Владимира Святославича, затем бояр. Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам ещё недавно установил в столице Руси. По его инициативе священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси. Потом крестился Новгород. Затем – Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой веры стало серьёзным толчком к объединению русских земель.
При этом, согласно «Большой российской энциклопедии», в отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» – преданию, которое с рубежа XI–XII веков вошло в древнерусское летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им городе Корсунь (в черте совр. Севастополя; см. Херсонес), центре византийских владений в Крыму, в 988 году (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989-м); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императо-ров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII, Анной. Существует и другая традиция, зафиксированная также уже в XI веке, которая относит крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.
До принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся, в первую очередь, на языческие традиции. Однако после личного крещения он изменился внутренне, что повлияло и на его внешнюю деятельность. После принятия христианства Владимир прекратил военные походы на соседей, воевал лишь с кочевниками – печенегами.
В статье «Крещение Руси в 988 году и государство Русь» академика Дмитрия Сергеевича Лихачева отмечается, что другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Крестившись, Владимир стал прежде всего заботиться о больных и бедных. Согласно Начальной летописи Владимир: «…повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами (деньгами)». А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Если эта его забота и была в какой-то мере ограничена Киевом или даже частью Киева, то и тогда рассказ летописца чрезвычайно важен, ибо показывает, что именно считал летописец самым важным в христианстве, а вместе с ним и большинство его читателей и переписывателей текста: милосердие и доброту. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием.
Владимир также занимался развитием образования в своем княжестве. После крещения Руси Владимир, как о том свидетельствует Начальная летопись, «…нача поимати у нарочитые чади (то есть у лиц привилегированного сословия) дети и даяти нача на учение книжное». Строки эти вызывали различные догадки, где проводилось это «учение книжное», были ли это школы и какого типа, но ясно одно: «учение книжное» стало предметом государственной заботы.
Великий князь скончался 15 (28) июля 1015 года в сельце Берестово недалеко от Киева. Похоронили его в основанной им Десятинной церкви.
Василий Верещагин. Закладка Десятинной церкви
Как отмечает Дмитрий Лихачев, христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича, Святополк, женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира, Мария Доброгнева, была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого, Елизавета, вышла замуж за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося её руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы ещё долго перечислять родственные связи русских князей XI–XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.
Согласно «Большой российской энциклопедии» иногда термин «крещение Руси» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX–X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях – не одно столетие после крещения князя Владимира. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси (помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий) считаются, прежде всего, так называемое первое крещение Руси в 860-е годы, которое принято связывать с именами киевских князей и которое сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии), впоследствии погибшей. Также сюда относится неудачная попытка крещения Руси, предпринятая киевской княжной Ольгой после её личного крещения в Константинополе в 946-м или 957 году; активное церковное строительство и меры по организационному оформлению церкви, расширению епархиальной и приходской структур, предпринимавшиеся при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
По совокупности данных исторических источников, крещение Руси предстаёт как целенаправленный выбор князя Владимира, обусловленный его личными религиозными исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Древнерусского государства в число христианских держав и др.).
Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир от-правил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения, говорится в БРЭ. Не-смотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностранных источников позволяют полагать, что в нём в традиционной литературной форме говорится о вполне реальных внешнеполитических контактах Владимира, имевших религиозную подоплёку.
Иван Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию. 1822
«Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы», – пишет по этому поводу Дмитрий Лихачев.
На первые годы после крещения (не позднее 997 года) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константино-польскому патриархату. Одновременно с митрополией было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. Основные направления христианизации го-сударства и общества, обозначившиеся в ходе крещения Руси, были продолжены в XI–XII веках. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до 12. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных. Вероятно, оно следовало за развитием государственно-административной структуры, т. к. приходской храм находился обычно в административном центре (погосте). Совершенствовалось церковно-государственное взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных городских монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах – Новгороде, Ростове, Ярославле – относятся к 1070-м годам (вместе с тем, непосредственная связь летописных «волхвов» со славянским язычеством иногда оспаривается). С этого времени язычество как общественный фактор больше не прослеживается. С таковой его ролью не следует смешивать сохранение остатков языческих представлений в быту как сельского, так и городского населения (что часто именуется «двоеверием», хотя этот термин не вполне адекватен), подчеркивается в БРЭ.
Памятник князю Владимиру в Москве
В 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о дополнении перечня памятных дат России новой датой: 28 июля стал Днем крещения Руси. В православном церковном календаре 28 июля (по ст. ст. 15 июля) – День памяти равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School