14 (26) сентября 1815 года в Париже император России Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали «Акт Священного союза». Союз был направлен на поддержание установленного на Венском конгрессе в 1814–1815 годах международного порядка, незыблемости послевоенных границ в Европе и ведении борьбы всеми средствами против революционных выступлений.
Акт об образовании Священного союза был составлен в религиозном духе со ссылками на учение Иисуса Христа, «благовествующего людям жить аки братиями, не во вражде и злобе, но в мире и любви». Подписавшие его монархи обязывались «во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Другими словами, Священный союз являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер, отмечается в материале на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
19 ноября 1815 года к союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а затем большинство монархов Европы. Великобритания, не присоединившаяся к союзу, поддер-живала его политику по некоторым вопросам, особенно в первые годы после создания, и активно участвовала в его конгрессах. В основе деятельности союза был принцип легити-мизма – сохранения власти правящих династий во всех европейских государствах.
Заключение Священного союза между Россией, Пруссией и Австрией 26 сентября 1815 года,
литография на меди
Йоганн Карл Бок
Состоялось четыре конгресса, на которых ведущую роль играли император Александр I и Клеменс фон Меттерних. На Ахенском конгрессе в 1818 году было решено досрочно вы-вести союзные оккупационные войска из Франции, приняты меры к сохранению в Европе существующих государственных границ. В ноябре 1820-го на Троппауском конгрессе Рос-сия, Австрия и Пруссия подписали протокол, провозглашавший право на вооруженное вмешательство в дела других государств для борьбы с революцией (принцип интервен-ции). В соответствии с решениями этого конгресса Австрия подавила Неаполитанскую ре-волюцию в 1820–1821 годах и революцию 1821-го в Пьемонте.
Лайбахский конгресс 1821 года санкционировал австрийскую интервенцию в Неаполь и Пьемонт.
На Веронском конгрессе в следующем, 1822 году было принято решение о вооруженном вмешательстве в испанские дела. В 1823-м французская армия вторглась в Испанию, вос-становив в ней власть Фердинанда VII. Конгресс осудил восстание против турецкого гос-подства в Греции и отказался принять греческую делегацию, приехавшую в Верону. Но в последующие годы обострились отношения между членами союза и Великобританией из-за расходящихся позиций по отношению к войне за независимость в Латинской Америке в 1810–1826 годах, а затем уже внутри самого союза между Россией и Австрией по вопросу об отношении к Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 годов, говорится в «Большой российской энциклопедии». Европейские державы также опасались чрезмерного усиления влияния России на международной арене.
Усилия Священного союза не принесли желаемого результата – революционное и освобо-дительное движение в Европе продолжало развиваться. В России произошло восста-ние декабристов 1825 года, во Франции и Бельгии – Июльская революция 1830 года и Бельгийская революция 1830 года. Тогда же началось Польское восстание 1830–1831 годов.
Союз фактически распался. Попытки его восстановления, в частности, подписание в октябре 1833 года Берлинского договора между Россией, Австрией и Пруссией, оказались неудачными.
Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека
История Китайской Народной Республики в документах и фотографиях
В Музее Москвы проходит выставка «Котлован – Раскоп – Музей»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
15 марта 2024 года в музее-панораме «Сталинградская битва» состоялось торжественное открытие выставки «Мгновения мира и войны Юрия Бондарева: к 100-летию со дня рождения» — совместного проекта Музея-заповедника «Сталинградская битва», Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовленного при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества».
Паспортная система антидемократична – так утверждали в начале XX в. российские социал-демократы. В. И. Ленин (Ульянов) прямо писал в 1903 г.: «Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов.
Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?
Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную церковь.
Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.