Юбилей великого литератора входит в список приоритетных тем в работе Российского исторического общества.
Афанасий Фет появился на свет в деревне Новоселки Орловской губернии. Первые 14 лет своей жизни он носил фамилию отца – богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Однако брак его матери Шарлотты с Шеншиным впоследствии был признан незаконным, так как православное венчание состоялось уже после рождения сына. Юношу лишили привилегий потомственного дворянина. Так великий поэт оказался вписанным в историю под другим именем: Афанасий Фет.
Афанасий Фет получил превосходное домашнее образование. К 14 годам его отправляют сначала в немецкий пансион, а затем он продолжает обучение в Москве. Афанасий Фет поступает в Московский университет – сперва на юридический факультет, а затем, увлекшись стихотворчеством, переводится на словесное отделение философского факультета. Первый сборник стихов Фета выходит как раз в университетские годы.
Николай Страхов писал:
«Больше всего у Фета поразительна именно та лёгкость, с которою он подымается в область поэзии. <…> …Наш поэт преобразует в чистейшую поэзию всевозможные черты нашей жизни».
В 1845 году, окончив университет и грезя вернуть себе дворянство, Афанасий Фет поступает на военную службу и делает на этом попроще большие успехи.
«Хотя старик отец по принципу никому не высказывал своих одобрений, но бывшему эскадронному командиру видимо было приятно, что я занимаю в полку видное место. В доме я застал меньшую нашу сестру Надю, недавно кончившую учение – смолянку, совершенно неопытную, по наружности весьма интересную, пылкую и любознательную семнадцатилетнюю девушку. Невзирая на кратковременное пребывание дома, я, с своей стороны, старался поддерживать ея любознательныя и эстетическия стремления; конечно, тайком от отца, считавшаго Державина великим поэтом, а Пушкина безнравственным писателем…»
– писал поэт,
прибыв в отпуск из полка. Эти заметки опубликованы в книге «Мои воспоминания. 1848–1889» (1890), текст доступен в электронном фонде Президентской библиотеки.
Эти воспоминания – уникальный источник, позволяющий судить о самых разных сторонах жизни поэта и его окружения, более того – об эпохе и её характерных чертах в целом
.
В 1853 году Афанасия Фета переводят в расквартированный под Петербургом гвардейский полк. В столице молодой поэт знакомится с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и другими литераторами. И сближается с редакцией журнала «Современник».
«…я однажды вечером растворил дверь в кабинет Некрасова и нежданно захватил здесь весь литературный кружок. – О! а! э! и! раздалось со всех сторон. Между прочим и Дружинин с улыбкою, протягивая мне обе руки, громко воскликнул: „На суку извилистом и чудном!“ – повторяя мой, спасённый его разъяснениями, стих. <…> Весьма забавно передавал Тургенев, в лицах, недоумения и споры, возникавшие в кругу моих друзей по поводу объяснений того или другаго стихотворения»,
– из воспоминаний Афанасия Фета.
В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина – Марии, наследнице богатого купеческого рода. Вскоре он выходит в отставку, при этом так и не возвратив себе дворянства. Молодожены покупают себе имение на родине писателя, в Мценском уезде, где Фет всецело отдаётся устройству усадьбы и ведению хозяйства. Его книги, впрочем, продолжают публиковаться, но встречают разную оценку. Кстати, именно в имении в Степановка Фет начал писать книгу «Мои воспоминания», где рассказывал о своем помещичьем быте и окружавших его людях.
Имение Фета в Степановке. Фото с сайта: https://www.kommersant.ru
«…при взгляде на его рябыя приподнявшияся скулы и слегка прижмуренные, смеющиеся серенькие глазки, я тотчас увидал, что с ним случилось что-либо курьёзное. <…> При этом он прибегнул к обычному своему жесту, которым выражал крайнее смущение и застенчивость: раздвинув пальцы рук, он, образуя как бы забрало, закрывал им глаза, хотя и продолжал смотреть в промежутки между пальцами»,
– писал поэт, например, о своём кучере Иване.
Последние девятнадцать лет жизни поэт вновь носил фамилию Шеншин – в 1873 году ему было возвращено дворянство. Впрочем, свои произведения он по-прежнему подписывает как Афанасий Фет.
Фото: Государственный литературный музей
В 1884 году за перевод сочинений Горация поэт становится лауреатом Пушкинской премии Императорской Академии наук, а вскоре избирается её членом-корреспондентом. Афанасия Фета лично представили императору Александру III и присвоили придворное звание камергера.
В год юбилея поэта фонд Президентской библиотеки предоставляет возможность увидеть портрет Фета художника Ильи Репина и прочитать прижизненные публикации его стихов в журнале «Русский вестник» с 1863 до 1892 года. Окунуться в мир поэзии Афанасия Фета можно, ознакомившись с изданиями XIX века – сборником «Историко-литературные очерки» (1895) историка литературы Леонида Майкова, книгой философа Николая Страхова «Заметки о Пушкине и других поэтах» (1897), а также современными исследованиями его творчества: авторефератами диссертаций Марии Глушковой «Философская лирика Афанасия Фета» (2010), Виктории Гончаровой «Пространственные характеристики мира в языке поэзии А. Фета» (2012) и другими работами.
Текст: Анна Хрусталёва
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».
Такое название носит книга научного сотрудника Отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН кандидата исторических наук Николая Грибова.
Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].