Речь на Международной научной конференции «80-летие начала Второй мировой войны»
(г. Москва, Президиум РАН, 1 октября 2019 г.)
Рад приветствовать здесь, в Российской академии наук, ученых из 20 стран Европы и Азии, дипломатов, представителей средств массовой информации. Благодарю, конечно, прежде всего организаторов и в первую очередь сопредседателя Российского исторического общества академика Александра Огановича Чубарьяна за проделанную вами огромную подготовительную работу.
Ровно месяц назад, 1 сентября, весь мир с прискорбием отметил 80-летие начала самого кровопролитного конфликта в истории человечества. Вторая мировая война охватила практически весь земной шар и унесла порядка 70 миллионов жизней. Осмысление причин трагедии стало приоритетом для многих историков во многих странах мира.
Предпосылки Второй мировой войны сложились не в одночасье. Основная вина за развязывание этого конфликта безусловно лежит на германском нацизме. Однако провозгласив врагом Советский Союз, русский большевизм, гитлеровская идеология до поры находила немало защитников в высоких кабинетах целого ряда европейских столиц, прежде всего Лондона и Парижа. Ослепленные антисоветизмом, лидеры Великобритании и Франции поддерживали, или, как принято говорить, «умиротворяли» агрессора.
На их счету и тот факт, что они дали возможность возродить нацистскую армию; на их счету и аншлюс Австрии, и предательский раздел Чехословакии.
Череда этих преступных ошибок кардинально изменила расклад сил в предвоенной Европе. На месте маргинальной диктатуры с наспех собранным ополчением возникла хорошо отлаженная военная машина, опирающаяся в том числе на бывший военно-промышленный комплекс Чехословакии.
«Мюнхенский сговор» 1938 года окончательно развязал Гитлеру руки. Ожидая от нацистов прежнего послушания, «умиротворители» были неприятно удивлены, когда уже без санкции гарантов версальских договоров Германия отторгла в свою пользу литовский Мемель, а затем выдвинула ультиматум Польше.
В адрес Советского Союза стали поступать французские и британские предложения о возобновлении военно-политического сотрудничества. Однако, как верно подметил нарком Литвинов, к тому моменту «советское правительство уже достаточно поводили за нос».
Московские переговоры летом 1939 года можно счесть большим авансом Великобритании и Франции. К сожалению, этот аванс себя не оправдал – даже перед лицом грозного врага западные лидеры не нашли в себе сил, чтобы преодолеть предрассудки и выстроить сколько-нибудь доверительные отношения с Советским Союзом.
Не последнюю роль в провале Московских переговоров сыграла и сама Польша. Не предоставив Красной армии право прохода, она лишилась последней возможности противостоять Гитлеру и в результате агрессии утратила свой государственный суверенитет. Убежден, историческую ответственность за этот выбор тогдашние лидеры Польши несут прежде всего перед своим народом.
23 августа 1939 года в Москву на переговоры прибыл министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп. Стремясь заручиться гарантией невмешательства, немецкая сторона пошла на беспрецедентные уступки Советскому Союзу. Очевидно, что, отдавая плацдармы в Восточной Европе, Гитлер рассчитывал вскоре вернуть их военной силой.
Не ожидало прочного мира и советское руководство, располагавшее достаточной разведывательной информацией. Договор о ненападении позволял лишь выиграть время, необходимое для укрепления западных границ страны.
Возвратив часть территорий, отторгнутых от России Польшей по итогам Рижского договора 1921 года, Советский Союз через несколько лет предпринял все возможное для восстановления в дальнейшем польского суверенитета. После освобождения от гитлеровской оккупации Польской Республике оказывалась существенная экономическая помощь, а непреклонная позиция советской дипломатии позволила практически на треть расширить довоенную территорию Польши за счет присоединенных областей Германии.
Отрицать эти очевидные факты нелепо – даже с резолюцией Европарламента на руках. Имею в виду недавно принятую депутатами Европарламента резолюцию, в которой они ставят в качестве исторической вины за развязывание Второй мировой войны Россию.
К слову, об этой недавней выходке. Хочу обратиться к уважаемым европейским историкам, в том числе присутствующим сегодня здесь, в этом зале. Когда европарламентарии составляли эту резолюцию, они вас хотя бы спросили?
Полагаю, что нет. Тогда как у нас, в России, власть не учит историков идеологической грамотности, а сама ждет от них объективных оценок и взвешенных выводов. В том числе, по самым непростым вопросам. Для этого Российским историческим обществом проводятся подобные конференции, поддерживается международное сотрудничество историков, регулярно публикуются новые исторические источники.
Убежден в том, что востребованность честного исторического анализа сегодня, как никогда, велика, и он еще не раз принесет миру свои плоды.
Благодарю за внимание.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School