Около двухсот раритетов – редкие документы, фотографии из российских и зарубежных архивов, личные вещи участников тех событий – реконструируют события 75-летней давности. 6 июня 1944 года английские и американские войска высадились в Нормандии. «День “Д”», или операция «Оверлорд», – одна из самых известных и масштабных наступательных операций во Второй мировой войне.
Эта экспозиция больше, чем просто детальный рассказ о высадке в Нормандии. Представленные экспонаты позволяют проследить всю хронологию событий, предшествовавших открытию Второго фронта, – от усилий дипломатов, несколько лет тщетно добивавшихся поддержки западных союзников, до хрестоматийной встречи на Эльбе советских и американских войск в апреле 1945-го. Насколько долгожданной была высадка в Нормандии, можно судить хотя бы по тому, что выражение «открыть Второй фронт» среди советских солдат долгое время имело совершенно другое, ироничное значение: оно означало открыть банку консервов, поставленных по ленд-лизу. Кстати, в число экспонатов выставки те самые консервы тоже вошли: сгущенка, ветчина, а также табак и спички. Кажется, ничего особенного, но эти жестяные банки, как и все грузы в годы Второй мировой, давались немалой ценой: чего только стоит трагический случай с караваном PQ-17. После него Черчилль писал Сталину: «Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом». Нисколько не преуменьшая значение ленд-лиза, кураторы выставки посвятили этой главе целый раздел.
«Эта выставка – яркая демонстрация того, что в России очень честно относятся к истории Второй мировой войны в отличие от многих деятелей на Западе, которые стараются исказить правду, принизить роль Советского Союза в этой Великой Победе. Открытие Второго фронта в какой-то мере ускорило завершение Второй мировой войны. Безусловно, союзники за счёт крови советских воинов сэкономили значительное количество своих жизней – это был трезвый расчёт. Но тем не менее, открытие Второго фронта – это было большое событие, и оно приветствовалось тогда в Советском Союзе», – отметил в ходе открытия экспозиции академик РАН Андрей Кокошин.
Почву для долгожданного «Дня “Д”» старательно готовили на нескольких континентах – об этом свидетельствуют документы. За стеклом витрин, например, фотография Андрея Громыко, работавшего в то время в США. В объектив он попал в октябре 1941-го, когда выступал на митинге в «Мэдисон-сквер-гарден» перед жителями Нью-Йорка: для нужд фронта дипломат собрал большую по тем временам сумму – 270 тысяч долларов. Рядом – личные вещи адмирала Николая Харламова, не только сыгравшего важнейшую роль в создании и проведении арктических конвоев, но и внесшего непосредственный вклад в открытие Второго фронта: именно адмирал Харламов, будучи главой военной миссии СССР в Великобритании, организовал кампанию по формированию общественного мнения англичан в пользу поддержки советских войск.
«Открытие Второго фронта приблизило итоговое поражение гитлеровской Германии, но не стоит забывать о том, что за двухлетний период откладывания союзниками высадки в Северной Франции только безвозвратные потери советских войск составили более 5 миллионов человек», – напомнил замминистра культуры РФ Николай Овсиенко.
Особый пласт экспозиции – это документальная кинохроника и целая серия архивных фотографий, настолько полно представляющих закулисье войны, что из них, по сути, можно было сделать отдельную выставку. Здесь и материалы из фондов Национального музея военной истории в Люксембурге, посвящённые знаменитой Арденнской операции, и фотографии из коллекции американского Музея военной авиации имени Шеннолта.
«Здесь представлены уникальные фотографии: среди них знаменитые снимки Роберта Капы – это один из самых влиятельных военных фотографов XX века. Он побывал в пяти войнах и погиб уже на территории нынешнего Вьетнама, в одной из индокитайских войн. Он снимал высадку в Нормандии. Кстати, в фильме Спилберга (фильм «Спасти рядового Райана». – Прим. ред.) были показаны очень похожие съёмки, они пытались повторить этот эффект», – рассказал куратор выставки Дмитрий Фадеев.
Ну и конечно, венец всей экспозиции, квинтэссенция подвига и его своеобразный классификатор – многочисленные боевые награды. За стеклом витрин, например, орден Суворова, которым маршал Конев наградил американского генерала Омара Брэдли, а также знаменитое «Пурпурное сердце» – медаль США, вручаемая всем американским военнослужащим, погибшим или получившим ранения в результате действий противника. И вряд ли кто-нибудь назовёт точную цифру, сколько таких «пурпурных» наград было вручено в годы Второй мировой – при жизни или посмертно.
Текст: Анна Хрусталёва
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.