246596439856823465jsdgjlsdljk1.jpg

В Центральном Манеже открылась историко-документальная выставка «Строители нового мира. Коминтерн. 1918−1924».

Выставка проводится согласно Плану основных мероприятий, утвержденному Оргкомитетом по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 100-летию революции 1917 года в России.

Среди представленных экспонатов – сотни предметов: от картин известных мастеров соцреализма и агитплакатов до скульптуры, графики и кинохроники. Центром экспозиции стало монументальное произведение Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна». У посетителей выставки имеется уникальная возможность увидеть это полотно – более 60 лет работа хранилась в запасниках Исторического музея. Парадокс в том, что картина, увековечившая одно из ключевых событий постреволюционной России – съезд Коммунистического интернационала, в Советском Союзе оказалась под запретом из-за запечатленных на ней «врагов народа».

Как отметил на открытии выставки член президиума Российского исторического общества директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, прежде чем представить работу Исаака Бродского публике, потребовалось провести сложные реставрационные работы. Это был кропотливый труд: «II Конгресс Коминтерна» - грандиозная по своему масштабу картина, гигантский групповой портрет, на котором запечатлены сразу 600 человек. Исаак Бродский работал над ним четыре года. Он посещал все заседания II Конгресса Коммунистического интернационала, который проходил с 19 июля по 7 августа 1920 года сначала в Петрограде, а затем в Москве. Художник выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения, причем зачастую это приходилось делать инкогнито. Некоторые участники съезда нелегально приехали в Россию из-за границы и потому позировали неохотно. Бродскому приходилось делать наброски на большом расстоянии, чтобы делегаты не заметили, что их рисуют.

«Эта выставка особая. О событиях, которые произошли сто лет назад - великой русской революции, рассказано языком художественных произведений. Благодаря этой изумительной картине Бродского, которая представлена здесь в центре экспозиции, понимаешь, насколько правдив язык художника, насколько точно он передает различные нюансы событий. Ты понимаешь, что за всем этим стоит очень большая трагедия. Представьте себе, где-то к середине 30-40-х годов многих людей, запечатленных на этой картине, уже не было в живых. Все они попали в водоворот драматических, страшных событий. Когда смотришь на это, ты понимаешь, что история очень сложна»,

— сказал Алексей Левыкин.

levykin853AT1X9423

Впервые картина Исаака Бродского была представлена широкой публике в конце 1924 года – она экспонировалась в московском Музее изящных искусств на Волхонке. После столицы картину с успехом возили по стране: ее демонстрировали в Ленинграде, Свердловске, Перми. Отзывы посетителей вторят революционному духу того времени. Есть среди них, например, такой: «Картина и портреты реально показывают нам, что и пролетарские художники не лыком сшиты. Больше таких картин, поменьше мещанской мазни. Даешь пролетарское искусство!!!»

Кроме картины Исаака Бродского на выставке представлена целая серия работ Мстислава Добужинского, запечатлевшего разграбленный после революции Петроград. А также зарисовки Бориса Кустодиева и графика Александра Вахрамеева – одного из первых художников, обратившихся к теме революции. Организаторы выставки определяют ее жанр как историко-документальный. Все экспонаты экспозиции в Центральном Манеже сопровождены подробными комментариями и пояснениями. В выставочных залах размещены интерактивные панели, с помощью которых можно изучать уникальные архивные документы.

«Мы слишком долго отодвигали тему советского прошлого в сторону, не отрефлексировав его, не рассчитавшись с этим прошлым. И как бы странно это ни показалось, в этом смысле в наибольшей степени пострадала исходная точка этого исторического прошлого – события столетней давности, русской революции 1917 года и всего, что за ней последовало. Мне кажется, сейчас у современного российского общества есть запрос на самостоятельное постижение сложных проблем отечественной истории с помощью исторических документов. И мы стараемся такую возможность предоставить. Потому что общество устало от произвольных интерпретаций и абстрактных умозрительных конструкций в области исторического прошлого»,

— отметил директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин.

34758437AT1X9499.jpg

По словам Андрея Сорокина, выставка рассказывает о самых ранних постреволюционных событиях, о попытках устройства нового мира, мечтах о мировой революции и создании коммунистических партий во многих странах мира. Еще впереди все драмы и трагедии страны, люди даже не подозревают о них. И это создает особое драматическое напряжение. Испытать его на себе может любой желающий – выставка будет проходить в Центральном Манеже до 14 июня

Фото: Александр Шалгин

Текст: Анна Хрусталева

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Смотреть документальный фильм "Козьма Крючков и другие герои"

1406522564_2716248912896498129846192844586541.jpg

Фильм "Козьма Крючков и другие герои". Правда о Великой войне. Посвящен событиям Первой мировой войны и Музею Первой мировой войны в Царском селе. Фильм создан телекомпанией "Плеяда" при содействии Российского исторического общества. 

 

К 700-летию мученической гибели князя Михаила Тверского

S._Michael_of_Tve4212r.jpg
Святой князь Михаил Тверской. Фрагмент иконы XVII века

В историческом образе князя Тверского и великого князя Владимирского Михаила Ярославича сопряжены две составляющие. Во-первых, это борьба Михаила Тверского за великое княжение, за возвышение собственной «отчины» перед иными землями (любимый «вид спорта» тогдашних Рюриковичей!).

 

Смотреть документальный фильм "Этот легендарный Герберштейн"

Sigismund_vo921754962918649812984691824.jpg

Посол императора Священной Римской империи Максимилиана Первого Сигизмунд Герберштейн впервые побывал в неведомой для Европы Московии 500 лет назад. Он подробнейшим образом исследовал уклад жизни, переписывал старинные летописи и документы, беседовал с купцами о географии отдалённых местностей, интересовался бытом простого люда и правилами поведения при дворе московского государя.

Новости Региональных отделений

Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Забайкалья

/IMG_4254_1.jpg

В г. Чита прошла большая Международная научно-практическая конференция «Укрепление единства российской нации и этнокультурное разви-тие народов Забайкалья» и II краевой музейный фестиваль «Наследие Забайкалья». В организации и проведении конференции активное участие приняло отделение Российского исторического общества в г. Чита.

 

По инициативе Хвалынского музея и фонда «Сосновый остров» состоится съезд

657687679.jpg

В августе этого года в Хвалынске (Саратовская область) планируется провести Первый съезд потомков. Ожидается, что его участниками станут потомков тех, кто после Октябрьской революции 1917 года не смог адаптироваться к общегосударственным процессам и был вынужден либо выехать из города, либо эмигрировать из страны.

 

Возрождение духовного центра усадьбы Татьево

2019051.jpg

19 мая 2019 года в старинном селе Татево Оленинского района Тверской области произошло важное для местной общественности событие – на Троицкой церкви был установлен купол и воздвигнут крест.

Трибуна

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Прокрутить наверх