2307502937723976237967236-1.jpg

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор». В экспозиции представлены сотни декоративных тарелок, чашек, блюдец, скульптур, выпущенных в первое двадцатилетие советского государства, которые традиционно принято называть агитационным фарфором.

Своему рождению этот новый вид искусства обязан революции – после Октябрьского переворота Императорский фарфоровый завод в Петербурге был национализирован, а в его кладовых осталось огромное количество ещё не расписанных заготовок – так называемого «белья». Эти заготовки большевики решили использовать для пропаганды своих идей. Чашки и блюдца украсили революционные лозунги и сюжеты. Предполагалось, что такие сервизы должны были попасть в дома каждого рабочего и крестьянина, однако на деле всё оказалось иначе. Эти уникальные, расписанные вручную вещи сразу оценили коллекционеры, и начиная с 1921 года вся продукция завода шла исключительно на экспорт.

«Все эти вещи подписные, авторские. Фарфор ведь как делается: художник создает эскиз, может расписать пару тарелок, а дальше сидят копиисты и повторяют этот рисунок. Так вот наша коллекция сплошь состоит только из раритетных, редчайших предметов. Есть вещи, которые вообще известны только в одном экземпляре»,

-  рассказала куратор выставки Елена Ворушилина.

Среди таких экспонатов – авторское блюдо «1 Мая – праздник международной пролетарской солидарности», которое в 1928 году было расписано Зинаидой Кобылецкой, одной из наиболее талантливых художниц Государственного фарфорового завода.

Основу экспозиции составили частные собрания известных советских артистов Леонида Утёсова, Марии Мироновой и Александра Менакера. С этими коллекциями связана одна очень занимательная история, которую рассказали хранители музея. Как-то во время гастролей в Ленинграде Мария Миронова зашла в антикварный магазин, где увидела уникальное собрание агитфарфора – несколько десятков предметов. Владелец не хотел продавать эти вещи по отдельности, а продавал всю коллекцию сразу. Таких денег у Марии Мироновой не было, и вечером она решила попросить их в долг у Леонида Утёсова. Свидетелем этого разговора стала жена Утёсова: то ли ей не понравилось поведение актрисы, то ли сыграло свою роль извечное женское соперничество, но когда утром Мария Миронова пришла в магазин, чтобы купить заветную коллекцию, полки были уже пустые. Оказалось, что известную актрису опередила жена Леонида Утёсова, что было в общем-то странно: Утёсовы собирали совсем другие вещи. Как бы то ни было, сейчас обе коллекции объединены и находятся в Музее декоративно-прикладного искусства.

На выставке экспонируются наиболее значимые произведения агитационной тематики ведущих художников и скульпторов Государственного фарфорового завода 1920-1930-х годов, а также работы мастеров Дулёвского и Дмитровского фарфоровых заводов, Тверской фарфоро-фаянсовой фабрики имени М.И.Калинина и других производств.

Сюжеты этих произведений посвящены празднованию 1 Мая и 7 Ноября, съездам Советов. На агитфарфоре часто размещались  портреты известных деятелей революции и просто зарисовки из жизни «новой» страны. Героями художников становились рабочие, грузчики, шахтеры, матросы, пограничники и, наконец, просто дети, которые олицетворяли будущее государства: среди представленных экспонатов, например, скульптура «Лыжник Леша», а также фарфоровая фигура чернокожего пионера, созданная в 1930 году. К слову, в США тогда был рассвет расовой сегрегации, а в молодом Советском Союзе жили идеями Коминтерна, равенства и братства народов.

«Очень важно показывать жизнь страны, показывать, как она менялась. И в этом смысле такие выставки, как эта, очень точно передают настроения народа, его надежды. Обратите внимание на тексты, которые написаны на тарелках и других произведениях: «1925 год – история Октябрьского переворота». То есть тогда говорили именно о перевороте, термин «Великая Октябрьская социалистическая революция» был придуман позже»,

- отметил в ходе осмотра выставки исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.

Все экспонаты обладают потрясающим воздействием на зрителя: создававшие эти вещи художники, возможно, не до конца осознавали то, что происходит со страной в политическом плане, однако они почувствовали масштабное обновление, дух эпохи и сумели отразить всё это в своих работах. Политические лозунги на фарфоре становятся чем-то вроде орнамента, гармоничной частью сложной художественной композиции.

Всего на выставке представлено 400 экспонатов. По словам организаторов, главная сложность заключалась в том, что выставку создавали, не разбирая основную часть экспозиции, в которой представлены очень интересные, редкие предметы.

«Мы смогли осуществить этот проект благодаря поддержке фонда «История Отечества». Мы увидели, что грантовые программы есть как раз по тем темам, которые разрабатывали у нас в музее, и в результате получили возможность сделать действительно красивый большой проект»,

- заявила директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.

Экспозиция в Музее декоративно-прикладного искусства будет открыта не так долго – до 10 декабря. Так что тем, кто хочет её посетить, стоит поторопиться. Агитфарфор сам по себе крайне интересен. А к тому же, где ещё, как не на этой выставке, историю революции вам преподнесут на блюдечке?

Фото: Александр Шалгин

Текст: Анна Хрусталева

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2018

Вестник фонда "История Отечества" Журнал Воронцово поле №3/2018

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Имидженерия русской революции: Октябрь 1917 года в советском игровом кино

91256398263978569283658962351.jpg

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9–11 октября 2017 года.

 

Фёдор Шаляпин был не просто великим русским оперным артистом

23089573825723975927355.jpg

Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938) был не просто великим русским оперным артистом – для России начала XX столетия это фигура знаковая. Его блистательная карьера символизировала процесс демократизации русской культуры, в которой все более заметное место стали занимать выходцы из низов.

 

Штурм цитаделей. Красная армия против немецких крепостей в 1945 году

3982685689216358693815615.jpg

6 мая 1945 г. в Силезии сложил оружие германский гарнизон Бреслау (ныне – Вроцлав, Польша). 40 тыс. солдат вермахта, СС и фольксштурма сдались советским войскам. Бреслау был не просто осажденным городом: в Силезии окончилась эпопея «фестунгов» — крепостей Третьего Рейха, создание которых стало одной из самых неоднозначных стратегических идей гитлеровского командования за всю войну.

Новости Региональных отделений

В Чите прошла VII научно-практическая конференция «Забайкалье историческое»

4WXu9zr1246182846124Dlcg.jpg

В конце ноября – начале декабря 2018 г. в административном центре Забайкальского края – г. Чита прошла, ставшая традиционной научно-практическая конференция «Забайкалье историческое».

 

В Ульяновске состоялось заседание Попечительского совета Карамзинского фонда

12875691725961985296128956816521.jpg

1 декабря в Ульяновской областной научной библиотеке им. В.И. Ленина состоялось заседание Попечительского совета Карамзинского фонда поддержки культурно-исторического наследия, в котором принял участие председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сопредседатель Попечительского совета Карамзинского фонда Сергей Рябухин.

 

В Ульяновске работает необычная выставка «Город на бумаге»

2387527836568236586238568325.jpg

В ознаменование 370-летия основания Симбирска в Ульяновске работает необычная выставка «Город на бумаге». В выставочном зале Государственного архива Ульяновской области имени Н.М. Карамзина продолжает работать документальная выставка «Город на бумаге», открытая 6 сентября текущего года.

Трибуна

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Прокрутить наверх