Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – сердце ансамбля Петропавловской крепости. В виртуальное путешествие по одному из главных символов Северной столицы приглашает Государственный музей истории Петербурга.

Возведение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини длилось в течение 20 лет – с 1712-го по 1732 год. Петр I и Екатерина I преподнесли в дар собору резной золоченый иконостас и надпрестольную сень, которые стали его главным украшением. Иконостас был создан в Москве по рисункам Доменико Трезини группой мастеров-резчиков под руководством Ивана Петровича Зарудного. Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726–1729 годах иконописцами Алексеем Поспеловым и Филиппом Протопоповым. Эскизы икон выполнены организатором и директором Петербургской типографии и Рисовальной школы Михаилом Аврамовым. К сожалению, запрестольный витраж «Воскресение Христово», выполненный по эскизу художника Николая Александровича Бруни, был уничтожен во время блокады Ленинграда.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала. Впервые она была введена в царствование Петра I. Император во время богослужения стоял на специальном помосте – царском месте.

На протяжении двух веков у собора было еще одно «предназначение» – он был памятником славы русского оружия. Здесь хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века они были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей – членов императорского дома Романовых. В 1908–1915 годах в усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора. В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II – великий князь Владимир Кириллович, в 1995 году из Кобурга сюда перенесли прах его родителей.

В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, музеефицирован в 1922 году, впоследствии (1954) передан Государственному музею истории Ленинграда (Санкт-Петербурга). В 1920-е годы здание находилось в ведении Музея революции, в 1930–1940-е – приспособлено под склад Центральной книжной палаты, в 1954-м передано Государственному музею истории Ленинград.

Собор дал современное название крепости: до 1914 года она называлась Санкт-Петербургская крепость, а в 1914–1917 годах носила название Петроградская крепость.

Петропавловская крепость, основанная 16 (27) мая 1703 года – это старейший памятник истории и архитектуры Санкт-Петербурга. Она возводилась по приказанию Петра I как крепость Санкт-Питер-Бурх (дата считается днём основания самого города Санкт-Петербург) на Заячьем острове на Неве, выбранном как удобное для обороны место: предполагалось, что она должна была защищать завоёванный в ходе Северной войны 1700–1721 годов выход к Балтийскому морю в устье Невы. До 1705 года возведением первых деревоземляных укреплений руководили французский инженер Ж.Г. Ламбер и саксонский инженер В.А. Кирштенштейн, затем по существовавшему контуру были выстроены кирпичные крепостные стены. В плане крепость представляет собой удлинённый шестиугольник с укрепляющими его углы бастионами. Для дополнительной защиты в 1730-х годах на восточной и западной оконечностях острова были возведены каменные Иоанновский и Алексеевский равелины, отделённые от крепости рвами с водой. За проливом со стороны Городского (Петербургского; ныне – Петроградского) острова подступы к цитадели преграждал кронверк (земляные валы и рвы). Бастионы крепости – Нарышкинский (Екатерининский), Трубецкой, Зотовский, Головкинский (Аннинский) и Меншиковский – получили названия от фамилий лиц, ответственных за их строительство. Пётр I следил за возведением Государева (Петровского) бастиона. Петровские ворота – единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко. В 1780–1787 годах Невский фасад был украшен строгим классицистическим портиком новых Невских ворот созданной здесь гранитной пристани, с 1860 годах ставшей именоваться Комендантской.

Петропавловская крепость занимает ключевое место в панораме центра города. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга – один из крупнейших в России исторических музеев. В фондах музея хранится более 1,3 миллиона экспонатов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней.

Центром музея является Петропавловская крепость – уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII–ХХ веков. Доминанта архитектурного ансамбля – Петропавловский собор. Это один из символов Санкт-Петербурга, усыпальница Императорского Дома Романовых. В исторических зданиях Петропавловской крепости расположены экспозиции и временные выставки музея.

Государственный музей истории Санкт-Петербурга объединяет несколько филиалов: Особняк Румянцева на Английской набережной, Музей–квартиру А.А. Блока, Музей С.М. Кирова, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Музей печати, Музей петербургского авангарда (дом Матюшина) и Шлиссельбургскую крепость «Орешек».

На основании материалов сайта Государственного музея истории Петербурга и
«Большой российской энциклопедии».

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

10 апреля 1907 года Петр Столыпин представил проект земельной реформы

Разнородная переписка Императорского Русского исторического общества за 1898–1911 годы (Дело XIII, часть первая)

«Лаврентьевская летопись 1377 г. Электронное представление рукописного памятника»


ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Запись на ближайшую экскурсию откроется 18 августа. Группа на 17 августа сформирована!

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Волгоградской области завершила работу молодежная археологическая школа

В Волгоградской области завершила работу молодежная археологическая школа

В Волгограде подвели итоги проведения первой молодежной школы «Объекты археологического наследия Петровской эпохи на территории Волгоградской области», организованной при поддержке фонда «История Отечества».

 

Проект Гродековского музея выиграл в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина

Проект Гродековского музея выиграл в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина

Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».

 

Дискуссионная площадка «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг»

Дискуссионная площадка «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг»

28 июля в рамках деятельности отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике была организована дискуссионная площадка по теме «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг». Мероприятие было проведено в очно-дистанционном формате.

Цех историков

В ГПИБ поступили издания Института славяноведения РАН

Chernogoriya.jpg

В Государственную публичную историческую библиотеку поступили издания Института славяноведения РАН Издания Института славяноведения РАН больше 15 лет систематически не поступали в Российскую книжную палату.

 

Что основоположник коммунизма писал о Российской империи?

2937856826385682365862385-1.jpg

5 мая 1818 г. в городе Трире родился Карл Генрих Маркс – крупнейший теоретик радикального социалистического учения и идеолог пролетарской революции. Как же так получилось, что мысли уроженца небольшого городка в Рейнской провинции, происходившего из еврейской религиозной среды (и по отцовской, и по материнской линии его предки были раввинами), оказали столь значительное влияние на судьбы всего человечества?

 

Материалы, касающиеся истории выдачи А.В. Колчака Политцентру и его расстрела

«Колчак погиб очень храбро…»

Фигура Александра Васильевича Колчака (1874–1920) — российского учёного, теоретика морского дела, флотоводца и политика — до сих пор вызывает интерес и дискуссии в обществе.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

Monographic

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года.

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх