Земская реформа 1864 года преследовала главную цель – ввести новые принципы административного управления в губерниях. Однако, создавая органы самоуправления, государство подразумевало, что земство – это не политический орган власти, и стремилось не допустить общественной и политической активности земств.
Ситуация в Казанской губернии в этом смысле имела ряд особенностей, ярко высвечивая успехи и недостатки в осуществлении важного реформаторского начинания эпохи Великих реформ.
В общественном движении наряду с различными демократическими и революционными организациями оказались и представители земских учреждений. Преодолевая свои узкосословные интересы, они уже не могли находиться в стороне от бурного потока общественно-политического движения. Многое в жизни страны и Казанской губернии, в частности, стало определяться активностью прогрессивных земцев. Группировки либерально настроенных земцев в Казанской губернии начали складываться уже в 1890-х годах. Среди прогрессивных деятелей Казанского земства этого периода следует отметить Н.Е. и А.Н.Боратынских, С.А.Бекетова, С.В.Дьяченко, В.А.Юшкова, П.Н.Бельковича, М.И.Догеля, А.А.Кропоткина, П.М.Останкова, К.П.Берстеля, А.В.Козакова, князя П.Л.Ухтомского, В.П.Геркена, Н.А.Казем-Бека, В.В.Ляпунова, П.Х. и В.П.Куприяновых, К.Н. и П.К.Буличей, В.В.Марковникова, П.М.Арцыбашева. Многие из них в ближайшем будущем станут активными деятелями либеральных организаций.
Рискуя попасть в список политически неблагонадежных, представители земской интеллигенции поднимали на собраниях такие насущные вопросы, как развитие всеобщего начального образования, организация внешкольных форм просвещения, необходимость отмены телесных наказаний для крестьян, введение мелкой земской единицы, организация общеземского органа печати. Всё это по мере обострения внутриполитической ситуации стало приобретать политическое звучание и способствовало сплочению вокруг прогрессивных земцев оппозиционных общественных сил.
Одной из заслуг Казанского земства является создание и материальная поддержка различных профессиональных общественных организаций. Казанское учительство первым в России в феврале 1890 года создало общество взаимопомощи, сыгравшее значительную роль в организации губернского движения учительства . В 1896 году Казанское земство поддержало предложение Петербургского и Московского комитетов грамотности о введении всеобщего начального обучения. В уездах губернии были предприняты реальные шаги для его реализации.
Исключительную роль в оживлении земской деятельности и в сплочении на базе земства разнородных общественных сил сыграла борьба с голодом, разразившимся в Поволжье в начале 1890-х годов. Один из идеологов либерализма в России член ЦК кадетской партии В.И.Вернадский в одном из писем того периода писал: «Никогда я прежде не ожидал, чтобы фактически существовала такая связь между людьми: всюду жизнь и дух единства... я убежден, что вся масса людей, вернувшись с мест, явится с новыми запросами, требованиями. Серьезно работает мысль и сильно бьется сердце у целых тысяч энергичных и искренних людей. А это есть крупное, очень крупное общественное событие, которого важность мы едва сознаем». В 1902 году Казанскому земству наконец-то удалось добиться от администрации разрешения издавать своё периодическое издание под названием «Казанская газета», на страницах которой читатель мог ознакомиться с деятельностью земства.
Нарастание общественного движения в России в начале XX века побудило правительство перейти к более гибкой внутренней политике и учредить в январе 1902 года «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности» под председательством С.Ю.Витте. Для выявления взглядов местного населения и администрации на потребности сельского хозяйства были учреждены специальные губернские и уездные комитеты. При этом земские собрания к участию в работе комитетов не привлекались. Под руководством председателя Казанской губернской земской управы В.В.Марковникова и активно поддержавших его гласных А.Н.Боратынского, Н.А.Казем-Бека, Н.М.Мельникова, князя П.Л.Ухтомского, В.А.Юшкова земство выразило своё несогласие с правительственным решением об отстранении земских собраний от участия в работе Особого совещания. В некоторых уездах администрация пошла на уступки и допустила к участию в работе местных комитетов всех уездных гласных, что отразилось в более живом обсуждении поставленных вопросов. Но состав губернского комитета был строго ограничен официальными представителями уездов. Из либеральных деятелей в нём присутствовал только умеренно настроенный землевладелец князь П.Л.Ухтомский. Однако именно он был автором «Записки» о нуждах сельского хозяйства, распространённой им среди гласных земских собраний и городских дум. В ней он выступал, с одной стороны, за созыв в ближайшее время местных людей для обсуждения необходимых реформ, за освобождение личности крестьян и поднятие их культурного уровня, а с другой – за усиление сельской полиции и землевладельческой власти в деревне. Но даже это вызвало подозрение у Департамента полиции: весной 1903 года Ухтомский был вызван для объяснения в Санкт-Петербург. Представители либеральной оппозиции Казанского земства отметили, что в создавшейся ситуации крайнего обострения социальной напряжённости в обществе назрела необходимость немедленного изменения внутриполитического курса царизма. Неудивительно, что Казанское земство было оценено губернатором как политически неблагонадёжное. Это было первое крупное выступление Казанского земства против администрации.
Начиная с конца XIX века и до Октябрьской революции в деятельности органов местного самоуправления губернии наблюдается немало примеров конструктивного сотрудничества прогрессивной татарской общественности с русской либерально-демократической. Гласные-татары постоянно выступали с требованиями татарской общественности об уважение её конфессиональных и национальных особенностей. По инициативе А.Я.Сайдашева в 1896 году была открыта первая в истории губернии земская мусульманская богадельня в селе Менгеры Казанского уезда.
Особое внимание Казанское земство уделяло вопросу образования нерусского населения губернии. Прогрессивно настроенные земские гласные поднимали вопросы о повсеместном введении в губернии преподавания на родном языке, об увеличении окладов преподавателям «инородческих училищ», устраивали педагогические курсы для татарских учителей начальных училищ. Казанское уездное земское собрание, обсуждая вопрос о национальном образовании, признало, что мусульманское население губернии, составляющее более половины населения всего уезда, имеет право на собственные земские школы. Была учреждена специальная комиссия, в которую были приглашены многие видные представители татарского народа. Комиссия сделала заключение о том, что мусульмане платят в течение 40 лет наравне с русскими все земские повинности, но при этом не получают средств от земства на развитие своего просвещения, а существующие медресе содержатся или на частные средства, или же на средства сельских обществ. Было высказано пожелание, чтобы земство выдавало всем существующим медресе и мектебе в деревнях денежные пособия, не обуславливая этого введением обязательного изучения русского языка в них.
Впрочем, Казанское губернское земство не отличалось политическим демократизмом и резкими выступлениями против местной администрации в силу преобладания в нём дворянского элемента. Казанское земство было достаточно умеренным, что и проявилось в ходе революционных процессов начала XX века.
Рост революционного движения в стране заставил российских либералов усилить натиск на самодержавие. Наиболее передовые из них предприняли попытку вывести земское движение на путь открытой политической оппозиции.
20–22 июля 1903 года в Швейцарии состоялся съезд группы «Освобождение» , на котором было принято решение о расширении состава организации, об организации сети кружков на местах с привлечением всех, кто выступал за введение в России конституционного строя. Данных о существовании такого кружка в Казанской губернии не удалось выявить. Однако мы предполагаем, что таковой в Казани все-таки действовал. В журнале «Освобождение» периодически появлялись публикации о политической ситуации в Казани и в губернии, подробно описывалась жизнь земства. Это говорит о том, что среди земцев Казанской губернии были сторонники «Союза».
В феврале 1904 года в Москве прошёл съезд «Союза земцев-конституционалистов». Данных об участии в его работе представителей от Казанской губернии нет, так как списки участников не сохранились. Но мы можем предположить, что в его работе участвовали представители из Казани, а именно – профессор Казанского университета А.В.Васильев, глава казанского комитета «Союза земцев-конституционалистов».
На фоне Земского съезда в ноябре 1904 года в Санкт-Петербурге, на котором одна часть земцев и городских общественных деятелей предложила введение законосовещательного народного представительства, а другая, более радикальная, выступала за установление законодательного представительства, схожие явления наметились и в органах местного самоуправления Казанской губернии. Первыми на происходящие события отреагировали депутаты дворянского собрания. Весной 1905 года в Казанском губернском дворянском собрании состоялось обсуждение вопроса о формах народного представительства. Для разработки программы были созданы специальные комиссии, каждая из которых должна была представить свой проект по данному вопросу. Итогом стало разделение губернского дворянства на две группы, объединившиеся вокруг комиссий. В первую комиссию вошли дворяне, выступавшие за образование представительства на основах земского самоуправления и на началах профессионально-классового избирательного права (И.И.Геркен, М.П.Мамаев, А.П.Сырнев, Е.А.Будрин, В.Ф.Булыгин, К.П.Соловьев, П.А.Карякин, В.В.Ивановский, П.П.Шмелев, Д.А.Корсаков, С.А.Бекетов, М.И.Догель, А.Т.Тихомирнов, К.П.Берстель, К.Л.Новицкий), во вторую – сторонники представительства, основанного на началах всеобщего избирательного права (А.И.Александров, И.И.Александров, Н.А.Бобровников, А.В.Васильев, Н.Ф.Грибовский, Д.В.Есипов, В.Н.Ивановский, В.П.Куприянов, Н.В.Манасеин, В.В.Марковников, Н.А.Миславский, С.Ю.Самнов, А.И.Светлицкий, князь П.Л.Ухтомский, А.К.Ушков, М.К.Ушков, М.М.Хвостов, А.И.Якобий). После обсуждения предложенных проектов 22 члена собрания из 40 проголосовали за предложение первой комиссии, остальные поддержали проект второй комиссии .
Подобные же процессы происходили и в губернском земстве. В июле 1905 года состоялось заседание чрезвычайного губернского земского собрания, на котором в числе прочих обсуждался вопрос о формах народного представительства. В ходе обсуждения гласные разделились на две группы. В первую группу вошли дворяне-землевладельцы: В.Н.Белькович, А.Н.Боратынский, П.И.Геркен, В.В.Марковников, Ю.В.Трубников, а во вторую – гласные во главе с профессором А.В.Васильевым. Поскольку в губернском земском собрании преобладали представители первой группы, заседание прошло по тому же сценарию, что и в дворянском собрании: было решено, что «народное представительство должно иметь основанием местное земское самоуправление, реорганизованное на широких началах в смысле возможности доступа в него местному населению». Именно представители первой группы – П.И.Геркен, А.Н.Боратынский, Н.А.Мельников, В.Н.Белькович, Ю.В.Трубников – присутствовали на июльском совещании земств в Москве в 1905 году, где поддержали умеренное крыло либерального движения.
Органы местного самоуправления Казанской губернии проявляли умеренность в силу преобладания в них представителей дворянства, которое, обеднев, боялось потерять остатки своего привилегированного положения. В то же время многие из них прекрасно понимали, что без реформ дворянство может потерять абсолютно всё. В создавшейся ситуации умеренное реформирование казалось им спасением. Профессор Казанского университета и активный общественный деятель М.И.Догель по этому поводу говорил, что «...ни один народ никогда не начинал с идеала, а приближался к нему постепенно, усовершенствуя и видоизменяя существующие формы самоуправления. Этот путь должна пройти и Россия, вступая в новую эру в своей истории» .
Лариса Айнутдинова,
кандидат исторических наук, заведующая отделом Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан,
Раиль Фахрутдинов,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Казанского федерального университета
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School