Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В Твери открылась выставка «Лермонтов-художник» из фондов музея-заповедника «Тарханы»
Фото с сайта: https://tarhany.ru

21 марта 2022 года в Доме поэзии Андрея Дементьева в Твери в рамках празднования Всемирного дня поэзии открылась выставка Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» «Лермонтов-художник».

Экспозиция рассказывает о ещё одной грани таланта М.Ю. Лермонтова: он был не только гениальным поэтом, хорошим музыкантом, математиком, шахматистом, но и талантливым художником.

По словам троюродного брата поэта А. Шан-Гирея, Лермонтов «был счастливо одарён способностями к искусствам» и уже в детстве «рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины». Первые уроки рисования М.Ю. Лермонтов получил в Тарханах, в имении бабушки. В Московском пансионе он занимался рисованием с художником А. Солоницким, в Петербурге брал уроки у П. Заболоцкого.

Всю жизнь поэт стремился совершенствовать своё мастерство художника. Он создал живописные полотна, акварели, рисунки, есть автолитография «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби». Среди акварельных работ Лермонтова выделяется автопортрет, где он изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка. Овальная форма портрета, манера накладывать кистью небольшие мазки, техника исполнения — всё характерно для традиции русского акварельного портрета 1830-х годов. Это одно из лучших изображений поэта: недаром он подарил его Вареньке Лопухиной, глубокое чувство к которой пронёс через всю жизнь.

Талант Лермонтова-живописца в полной мере раскрылся во время первой ссылки поэта и после неё. Почти все лучшие произведения Лермонтова-художника связаны с Кавказом. По свидетельству самого поэта, он привёз из ссылки «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку». Эти рисунки послужили материалом для живописных работ, большая часть которых была выполнена в Гродненском полку. Ценность рисунков и живописных полотен заключается не только в их «документальности». Это ещё и подлинно исторические пейзажи: в них отразились и история Грузии, и культура страны, и редкой красоты природа, и самобытность народов.

Ознакомиться с экспозицией можно до 21 июня 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Белгородский государственный историко-краеведческий музей отметил своё 100-летие

Белгородский государственный историко-краеведческий музей отметил своё 100-летие

25 октября 2024 года 100-летие со дня создания отметил Белгородский государственный историко-краеведческий музей — коллективный член Российского исторического общества.

 

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.

 

В Курской области открылась выставка «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

В Курской области открылась выставка «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

25 октября 2024 года в Государственном архиве общественно-политической истории Курской области состоялось открытие выставки рассекреченных документов партийных органов Курской губернии «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

Прокрутить наверх