08 февраля 2022 года в Российском этнографическом музее в честь 100-летия образования Карачаево-Черкесской Республики открылась выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея». Экспозиция расскажет о культурном наследии народов, издавна проживающих у подножия Эльбруса.
Среди экспонатов выставки особое место занимают костюмные комплексы: мужской — черкесский и женский — карачаевский. Черкесский мужской костюм своим силуэтом демонстрировал местные представления о мужчине, его скрытой мощи и ловкости. Костюм, не сковывавший движения джигита, получил признание не только на Кавказе, но и широко за пределами региона. Неброская цветовая гамма ткани, из которой сшиты отдельные предметы костюма, лишь подчёркивала силу сдержанности мужчины-воина. Важным атрибутом, символом чести и достоинства горца всегда служил кинжал, без которого невозможно представить образ мужчины на Кавказе.
Карачаевский женский костюм, экспонируемый на выставке, характеризуется, с одной стороны, изяществом линий, что, впрочем, присуще женской одежде всех народов Северо-Западного Кавказа, а с другой — использованием в качестве декоративного приёма уникальной орнаментальной вышивки, например, знаменитого узора «бараньи рога», который выполняли золотыми нитями в технике глади вприкреп. Такие декоративные элементы были обязательными и располагались по краю верхнего распашного платья карачаевки и его рукавах-лопастях. Знаковым, исключительно богатым элементом женского костюма являлся нашитый на бархатную ткань комплекс нагрудных украшений — нагрудник, изготовленный мастерами-ювелирами, который сразу же после рождения дочери отец заказывал известным мастерам.
На выставке также представлены тамги — печати или клейма некоторых карачаевских родов. В традиционной культуре каждый воин был, в первую очередь, представителем своего рода. Знаком, отмечающим принадлежность к определённой фамилии, служила тамга, которая ставилась как на предметах личного имущества, так и на межевых камнях, надгробных столбах. Таким образом, родовая тамга сопровождала представителя фамилии на протяжении всей его жизни.
В суровых условиях горных хребтов и опасных диких степей народы Карачаево-Черкесии, как и другие народы Кавказа, создали институт куначества. Кунаки — названные братья — обменивались статусными дарами, например оружием, и приходили на помощь друг другу в сложных жизненных ситуациях. Выставка в целом о тех дружеских связях, которые исторически сложились на этой территории между представителями разных народов, и том едином культурном мире, который они создали.
Выставка предназначена для специалистов и широкого круга посетителей.
Ознакомиться с экспозицией можно до 17 апреля 2022 года.
Текст: Дарья Денисова
По материалам официального сайта Российского этнографического музея
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School