Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В Эрмитаже открылась выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина»

26 июня 2022 года в Манеже Малого Эрмитажа начала работу выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», посвящённая величайшему коллекционеру французского модернизма.

К 1914 году коллекция Сергея Ивановича Щукина была одной из лучших в мире, аналогов ей не было ни в Европе, ни в Америке. На выставке в Государственном Эрмитаже представлены более 150 произведений из этого всемирно известного собрания: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других.

Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина и внуком Сергея Ивановича Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, уникальна тем, что именно в Петербурге хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. Это позволяет создать экспозицию, максимально близкую к оригинальной «щукинской»: полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина, впервые будут показаны вместе в столь полном составе.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге Михаил Пиотровский отмечает:

«Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции. Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того — Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Пётр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую».

Выставка построена не только на рассказе о самой коллекции Щукина, но и на образе его знаменитого дома в Знаменском переулке в Москве. Экспозицию открывает портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона, который по-хозяйски встречает посетителей и как бы приглашает их в свой особняк. Это великолепное здание было построено ещё до пожара 1812 года, сменило несколько хозяев и неоднократно редекорировалось. Щукину достался интерьер в парижском стиле эпохи Наполеона III с пышной лепниной, множеством интерьерной скульптуры, бронзы. К отделке дома новый хозяин относился достаточно равнодушно, но его занимали колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, зеркал, причудливо и порой вызывающе сочетаясь со старинными коврами, вышедшей из моды мебелью и декором.

Незадолго до революции 1917 года Сергей Щукин, словно предчувствуя крах старого мира и сложную судьбу своей коллекции, подготовил план своего дома и подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески, которую в 1914 году запечатлел фотограф Павел Орлов. Эти уникальные материалы и легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа. Кураторы воссоздали основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». Зрители могут сами убедиться в том, насколько подробная реконструкция сделана в Эрмитаже: в каждой «комнате» помещены репродукции оригинальных фотографий соответствующих помещений.

С 1907–1908 годов дом Сергея Ивановича Щукина был открыт для посещения. Сначала нужно было записываться заранее, уведомляя о своём визите по телефону, которым в начале ХХ века уже активно пользовались богатые москвичи и петербуржцы. Со временем популярность щукинской коллекции так выросла, что правила посещения стали более свободными. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина уже входил в число главных достопримечательностей столицы.

Жизнь самого дома значительно изменилась с тех пор, как он превратился в публичное пространство. Сергей Иванович сохранил старые названия залов (Большая столовая, Музыкальный салон, Аванзал), но сам жил в задних флигельных комнатах, а перед самой революцией переехал в другой дом. После череды семейных трагедий (гибель сына Сергея, смерть любимой жены Лидии, сына Григория, брата и близкого друга Петра) прежняя жизнь с музыкальными вечерами, застольями и большими компаниями стала уходить из особняка на Знаменке — он постепенно превращался в музей.

На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратится в дом Щукина. Анфилады «комнат» предстанут перед посетителями, лишь немного отличаясь от оригинальных в доме на Знаменке наполнением и расположением.

Выставка продолжит работу до 30 октября 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Государственного Эрмитажа

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В архиве Курской области представили выставку в рамках проекта «Малые города Курского края»

В архиве Курской области представили выставку в рамках проекта «Малые города Курского края»

19 апреля 2024 года в Государственном архиве Курской области состоялась презентация виртуальной выставки «Малые города Курского края. Щигры и округа», которая является частью проекта, посвящённого истории городов Курской области.

 

Владимирские студенты обсудили преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны

Владимирские студенты обсудили преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны
Источник: https://international.vlsu.ru

19 апреля 2024 года во Владимирском государственном университете состоялся открытый диалог студентов, приуроченный ко Дню единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

 

В Хабаровском краевом музее представили альбом-каталог «130 шагов в будущее»

В Хабаровском краевом музее представили альбом-каталог «130 шагов в будущее»

19 апреля 2024 года исполняется 130 лет со дня открытия Гродековского музея.

Прокрутить наверх