23 апреля 2022 года в Малой церкви Зимнего дворца открылась выставка «Пасха в России», впервые так полно раскрывающая тему главного православного праздника на примерах произведений из собрания Государственного Эрмитажа.
Экспозиция включает более 300 экспонатов XVII — начала XX века, в числе которых — богослужебные облачения и иконы, произведения графики, пасхальные сувениры, которые знакомят с историей, культурой и традициями празднования Воскресения Христова в России, а также с народными развлечениями и играми на Светлой седмице — неделе после Пасхи. Многие предметы ранее принадлежали членам императорской фамилии и русской аристократии, представителям дворянства и купечества; некоторые бытовали среди простого народа. Большой комплекс составляют пасхальные яйца из разнообразных материалов, в том числе созданные из стекла и фарфора.
Христианскую Пасху начали отмечать ещё в апостольские времена. На Руси она была введена сразу после крещения в конце X века. Праздник Пасхи, установленный в честь Крестной Смерти и Воскресения Иисуса Христа, стал символом избавления от рабства греха, перехода от смерти к вечной жизни. О самом моменте Воскресения евангелисты умалчивают: событие, непостижимое для человеческого ума, не поддаётся словесному описанию. Именно по этой причине изображение Воскресения Христова представляло и сложную художественную задачу. Известная иконография, показывающая Воскресение в виде сошествия Господа в ад, складывается в византийском искусстве к X–XI векам и почти сразу становится известна на Руси. В XVI веке в русское искусство проникают западноевропейские образцы, под влиянием которых в композицию икон Воскресения Христова включается сцена Восстания Спасителя из гроба, неизвестная до этого византийской традиции. Разные варианты изображения важнейшего события христианской истории можно увидеть на примере икон, созданных мастерами Москвы, Палеха, Ветки и даже Японии в XVIII–XIX веках.
Для православных христиан Пасха — это самое радостное и светлое событие церковного года, а последующая неделя (Пасхальная или Светлая седмица) воспринимается как единый «Великий день», когда солнце «стояло на небе, не заходя». За неделю до праздника, в Страстную седмицу, издавна пекли куличи, красили и расписывали яйца, делали творожную пасху в форме усечённой пирамиды (символ Голгофы) с изображением букв «ХВ» — «Христос Воскресе», креста и цветущей ветви (символ Воскресения и весеннего пробуждения природы). Сам праздник сопровождался длительным столованием и обменом подарками, а также хороводами, песнями, играми, качелями, балаганами. На Светлой седмице верующие посещали родственников, христосовались (троекратно целовались), дарили друг другу крашеные яйца и другие подарки.
Все эти обычаи нашли отражение в произведениях искусства. Особого внимания заслуживают жанровые скульптуры: фигурки христосующихся детей, мужиков и молодиц; игры с яйцами («битьё» и «катание» яиц); скульптурные композиции освящения куличей и пасох, а также муляжи самих этих блюд. Большой популярностью пользовались изделия с изображением сценок с торговцами пасхальными сувенирами. Подобные предметы, изготовленные на подмосковном фарфоровом заводе Ф.Я. Гарднера во второй половине XIX века, можно увидеть на выставке.
Самым узнаваемым атрибутом праздника стало пасхальное яйцо. Его символика корнями уходит в тысячелетние традиции многих народов мира: яйцо знаменует зарождение жизни, а, следовательно, — радость, тепло, свет, победу весны и солнца. В христианстве этот образ получил существенное смысловое дополнение: олицетворение победы жизни над смертью, веру в грядущее общее воскресение.
Первоначально верующие дарили и обменивались друг с другом птичьими яйцами, окрашенными в разнообразные цвета. Впоследствии кроме натуральных яиц к Пасхе стали заказывать сувенирные изделия из дерева, керамики, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Это привело к выделению целой отрасли декоративно-прикладного искусства, а обычай таких пасхальных поздравлений соблюдался во всех слоях общества.
На выставке посетители могут увидеть редчайшие экземпляры фарфоровых яиц, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе Петербурга в XVIII веке. В то время молодое производство только набирало силу, и таких предметов создавали не так много. В коллекции Эрмитажа хранится уникальный экспонат — елизаветинское яйцо с маркой в виде двуглавого орла Российской империи. Период XIX — начала XX века можно назвать фарфоровой эрой пасхальных яиц. Это явление стало подлинным культурным феноменом в России. Предметом особого культа было императорское пасхальное яйцо — его получали непосредственно из рук императора или императрицы.
Во второй половине XIX века яйца из стекла не уступали в популярности фарфоровым. В декоре применялись техники гранения, росписи, «венецианская нить». К числу особенно ценных произведений принадлежит подвесное яйцо с гравированным изображением Богоматери Азовской. Оно было изготовлено в конце 1710-х — 1720-е года на старейшем стекольном заводе — Ямбургском.
С конца XVIII века в изготовлении пасхальных сувениров начали применять цветной камень. В состав экспозиции также включены яйца из кости со сквозным резным ажурным узором, который считался самым сложным в техническом исполнении. Внимание посетителей привлекут пасхальные сувениры из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью. На выставке можно увидеть замечательные образцы русского ювелирного искусства рубежа XIX — XX веков: это разъёмные яйца-шкатулки, целиком покрытые эмалью или украшенные плетёнкой, имитирующие «натуральную» фактуру бересты.
Широкое распространение в XIX — начале XX века получили пасхальные сувениры с вложенным сюрпризом-игрой. В экспозиции представлены такие редкие изделия из кости и дерева, внутри которых можно обнаружить миниатюрную колоду карт или шахматы, камешки и даже резинового червяка в виде пружинки-спиральки.
Экспозицию дополняют пасхальные яйца, выполненные мастерами Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге в наши дни. Современные художники не только используют традиционные сюжеты и композиции, но и с профессиональным подходом вырабатывают новые приёмы декорирования. Индивидуальной творческой манерой отмечены работы художников XX и XXI веков: Т.В. Афанасьевой, И.С. Олевской, Н.Л. Петровой, С.К. Русакова и других. В день открытия выставки АО «Императорский фарфоровый завод» преподнёс дар Государственному Эрмитажу — это пара пасхальных яиц «Красная горка» и «Благовест» (2021), расписанных молодой художницей В.В. Шаль. Выставка «Пасха в России» подготовлена Отделом истории русской культуры Государственного Эрмитажа при участии Отдела Востока и Отдела западноевропейского прикладного искусства.
Выставка продолжит работу до 02 апреля 2023 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного Эрмитажа
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.