Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

О походе, обеспечившем сохранение военного флота для Советской России и спасшем корабли, составившие впоследствии основу Рабоче-Крестьянского Красного флота, рассказывает виртуальная выставка Российского государственного архива Военно-Морского Флота.

О Ледовом походе Балтийского флота

Операция по перебазированию сил Балтийского флота из Ревеля (Таллин) и портов Финляндии в Кронштадт, осуществленная в феврале – мае 1918 года, была проведена в сложнейших условиях: напряжённая внешнеполитическая обстановка и Брестский мир, провозглашение независимости Финляндии и начавшаяся в ней Гражданская война, трудная ледовая обстановка в Финском заливе и дезорганизованность флота в связи с революционными событиями.

В начале 1918 года в состав Балтийского флота входило более 550 кораблей и вспомогательных судов, 98 самолётов, свыше 260 орудий береговой обороны и 100 береговых постов наблюдения и связи, отмечается в «Большой российской энциклопедии». Основные силы флота базировались в Гельсингфорсе (Хельсинки), крупный отряд крейсеров, лёгких сил и транспортов – в Ревеле, небольшие группы кораблей – на о. Ханко (Ганга) и в Або-Аландском районе. Значительная часть кораблей находилась в резерве и на ремонте, некомплект личного состава составлял 60–80 процентов.

17 февраля 1918 года из-за неудачного хода мирных переговоров с Германией коллегия Наркомата по морским делам от имени СНК РСФСР потребовала от Военного отдела Центробалта усилить береговую оборону Финского залива и оборону Петрограда с моря, подготовить часть кораблей к переходу из Ревеля в Гельсингфорс и Кронштадт.

На следующий день, 18 февраля, после перехода германских войск в наступление началась эвакуация Ревельской базы. Дополнительно осложняла переход ледовая обстановка: толщина льда в Финском заливе достигала 75 сантиметров.

К 27 февраля в Гельсингфорс прибыло более 50 кораблей и вспомогательных судов с беженцами (около 4 тысяч человек). Береговые батареи на о. Нарген под Ревелем были взорваны. Условия базирования Балтийского флота в Гельсингфорсе осложнили Гражданская война в Финляндии и прибытие в Финский залив отряда германских кораблей с 16-тысячным десантом.

По условиям Брестского мира 1918 года Советская Россия должна была перевести флот в свои порты или разоружить корабли. Высший военный совет РСФСР 12 марта приказал Совету комиссаров Балтийского флота сосредоточить весь флот в Кронштадте. Руководили переходом начальник морских сил (А.В. Развозов, с 22 марта – А.М. Щастный), штаб и Совет комиссаров Балтийского флота. С 12 по 17 марта в Кронштадт совершил переход 1-й отряд (4 линкора и 3 крейсера).

Высадившийся 3 апреля у о. Ханко германский десант создал угрозу захвата Гельсингфорса с суши.

5 апреля с германским командованием было заключено соглашение о разоружении и оставлении российских кораблей в Гельсингфорсе до начала навигации, однако советское правительство решило продолжить перебазирование, о чём СНК РСФСР уведомил МИД Германии и потребовал не препятствовать уходу флота.

5–10 апреля в Кронштадт прибыл 2-й отряд (2 линкора, 2 крейсера и 3 ПЛ), 7–22 апреля – 3-й отряд (167 кораблей и судов, следовавших семи группами), а затем – вспомогательные суда Балтийского флота и пароходы финской Красной гвардии. В мае по требованию советского правительства германская сторона выпустила из Гельсингфорса ещё 24 судна.

Всего в советские порты было перебазировано 226 кораблей и вспомогательных судов и 11 пароходов финской Красной гвардии. Материальная часть флота была эвакуирована лишь частично на судах и по железной дороге.

О виртуальной выставке Российского государственного архива Военно-Морского Флота

В 10 разделах проекта посетителям виртуальной выставки представлены копии документов РГАВМФ, демонстрирующие детали подготовки и проведения Ледового похода, рассказы о некоторых участниках операции, а также страницы мемуаров и ранних исследований по истории похода.

Так, в разделе «Обстановка на Балтийском театре в начале 1918 г.» представлены фотографии, в частности, флагмана Балтийского флота – крейсера «Рюрик» в Гельсингфорсе (лето 1917 г.), первой бригады линейных кораблей Балтийского флота на зимовке в Свеаборге (зима 1915–1916 гг.), а также ряд архивных документов. Например, сообщение о боевых действиях на территории Финляндии 15–16 января 1918 г., в т. ч. о разоружении Сайменской флотилии (18 января 1918 г., экстренная телеграмма из штаба 42-го армейского корпуса в Военно-сухопутное управление штаба командующего флотом Балтийского моря), приказание командира 42-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Д.Н. Надежного о мерах, принимаемых в связи с нападением финской Белой гвардии на русские гарнизоны (16 января 1918 г.; копия юзограммы).

В разделе, рассказывающем о первом этапе операции – эвакуации Ревеля, представлены несколько страниц из работы Б. Сокольникова «Во льдах Балтики» (Красный флот, 1928 г., № 3–4. С. 96–98), в которой, в частности, говорится: «Когда «Рюрик» (крейсер. – Прим. ред.) находился около острова Вульф, на бывшем на нём форту крепости начался пожар. Пожар был виден и на о-ве Нарген – это уничтожались батареи Береговой обороны. Около 11 часов вечера на Вульфе произошёл сильный взрыв. Столб пламени поднялся на высоту, раз в 8 превышающую высоту столетних сосен, из шапки дыма наверху появились огненные белые вспышки, а пожар внизу разгорелся ярким пламенем. Ревель оставался за кормой, а впереди была полная неизвестность».

Раздел «Гельсингфорс под угрозой» представляет сведения о содержании Брест-Литовского мирного договора в части вывода русских войск и флота, о высадке корпуса Р. фон дер Гольца и подготовке к перебазированию флота в Кронштадт.

Отдельные разделы посвящены переходу 1-го (12–17 марта 1918 г.) и 2-го отрядов кораблей (4–10 апреля 1918 г.). О переходе 3-го отряда (7–20 апреля 1918 г.) рассказывается в многочисленных источниках, среди которых серия рапортов командиров судов руководству о переходе из Гельсингфорса в Кронштадт, воспоминания П.Г. Кононова об участии моряков торгового флота в Ледовом походе (1948 г.), а также рапорт младшего флаг-офицера штаба начальника Минной дивизии мичмана И.Д. Ковтуновича начальнику дивизии А.П. Екимову о причинах оставления в Гельсингфорсе эсминца «Всадник» и офицерах, отказавшихся от участия в Ледовом походе (29 апреля 1918 г.)

Многие корабли не смогли покинуть Гельсингфорс по причинам технического характера, в связи с малой численностью команд либо по причине нежелания экипажей. Также были оставлены суда Дивизии траления, формально переданные приказом по флоту от 15 марта 1918 г. в состав «Трудовой артели» («Тралартель»), которая «на коммерческих началах» должна была обеспечить очистку Балтики от мин. О судьбе моряков и судов в этот сложный период рассказывает раздел «После ухода Флота: люди и корабли в Гельсингфорсе в апреле – мае 1918 г.».

В силу сложной ледовой обстановки ключевую роль в осуществлении Ледового похода играли ледоколы. В связи с этим финны и немцы проявляли особое стремление к их захвату. Ситуация осложнялась тем, что значительную часть команд ледоколов составляли эстонцы и финны. О роли ледоколов в этой операции рассказывает раздел «Трудная судьба ледоколов».

О судьбах героев Ледового похода повествует раздел «Участники перехода». Так, представлены несколько записок начальника Морских сил (наморси) капитана 1-го ранга Алексея Михайловича Щастного жене с просьбой «на память об отце передать сыну моему Льву по достижении им совершеннолетия – мои заметки на суде» (21 июня 1918 г.), а также с просьбой передать сыну рубашку, в которой он был в тюрьме и на суде. Представлена информация и о судьбах многих других героев похода – начальнике 1-й бригады крейсеров Балтийского флота капитане 1-го ранга Александре Николаевиче Сполатбоге (1880–1937), командире линейного корабля «Андрей Первозванный» капитане 2-го ранга Льве Михайловиче Галлере, адмирале Флота Советского Союза Иване Степановиче Исакове (1894–1967) и других.

Кроме того, в отдельный раздел собраны мемуары и исследования, посвященные Ледовому походу Балтийского флота.

На основании материалов сайта Российского государственного архива Военно-Морского Флота и «Большой российской энциклопедии».

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Белгородский государственный историко-краеведческий музей отметил своё 100-летие

Белгородский государственный историко-краеведческий музей отметил своё 100-летие

25 октября 2024 года 100-летие со дня создания отметил Белгородский государственный историко-краеведческий музей — коллективный член Российского исторического общества.

 

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

В Новосибирске подвели итоги конференции, посвящённой творчеству каменного века

С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.

 

В Курской области открылась выставка «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

В Курской области открылась выставка «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

25 октября 2024 года в Государственном архиве общественно-политической истории Курской области состоялось открытие выставки рассекреченных документов партийных органов Курской губернии «Взгляд в прошлое: партийное строительство в 1924 г.»

Прокрутить наверх