Экспедиция Института археологии РАН обнаружила при раскопках возле города Очамчира (Республика Абхазия) святилище колхидской культуры, датируемое VI–IV вв. до н. э.
Найденные в культурном слое предметы – античные нашивки и бусины, фигурки греческих и египетских божеств, импортная греческая керамика в сочетании с вкопанным в пол святилища обтесанным камнем-«идолом» свидетельствуют о сильном влиянии античной цивилизации на культуру древнего населения Колхиды и добавляют новые данные, позволяющие реконструировать религиозные представления местных племен (в данному случае – колхов) и их связи как с греческим миром, так и с кобанской культурной общностью. Каменный «идол» – первая находка на территории Абхазии и крайне редкая для всего региона: ранее на Северном Кавказе единственный подобный идол был найден в святилище кобанского поселения Сауар на территории Северной Осетии.
«Мы уже четвертый год проводим раскопки на окраине Очамчиры, на городище древнего Гиеноса. В V – начале VI в. на этом месте находился византийский храм, окруженный оградой, с кладбищем и вымощенным камнем двориком. Найденное святилище находится непосредственно под слоями, относящимися к храму – это любопытный факт, который указывает на особое отношение жителей к этому месту»,
– сказал руководитель совместной российско-абхазской Очамчирской
археологической экспедиции ИА РАН Александр Скаков.
О существовании Гиеноса (Гюэноса) известно из упоминания в «Перипле обитаемого моря» античного мореплавателя Псевдо-Скилака. Перечисляя названия племен, живших на берегах Черноморского побережья Кавказа, он упомянул колхов и город Гиенос: «А за этими колхи и полис Диоскурида, и греческий полис Гиэнос, и река Гиэнос, и река Херобий, река Хоре, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев в большой варварский город, откуда была Медея...». На сегодняшний день Гиенос – единственный точно локализованный полис на территории Абхазии, так как доримские слои Диоскуриады и Питиунта до сих пор не обнаружены.
Значительная часть древнего города была снесена при постройке морского порта в 1935–1936 гг. Из трех холмов, на которых был построен Гиенос, остался только один, восточный.
Археологические исследования показали, что город Гиенос возник не позднее начала – первой половины VI в. до н. э. В 1980-х гг. на городище Гиеноса были обнаружены остатки ранневизантийского храма, а возле него – погребение с конскими черепами и деталями узды, украшенными узорами в зверином стиле. Во время раскопок было найдено множество артефактов, среди которых – очень редкие, например, свинцовый саркофаг, не имеющий аналогий в Северном и Восточном Причерноморье.
В 2022 г. российско-абхазская Очамчирская археологическая экспедиция ИА РАН исследовала слои, лежащие под византийскими напластованиями. У юго-западного угла основной части храма, рядом с церковным фундаментом, частично разрушившим этот памятник, было обнаружено святилище колхидской культуры. Исследователи расчистили пол святилища, которым служила галечная вымостка. В полу, на высоте около 10 см от фундамента храма, был вкопан вертикально установленный в ямке и обложенный другими камнями обтесанный камень – каменный «идол».
Каменная вымостка была усеяна обломками античной керамики, значительная часть которой была аттического и ионийского происхождения. Именно она позволила установить датировку памятника: VI–IV вв. до н. э. – это время, на которое приходится расцвет города Гиенос. Среди других находок – серебряная монета (ее происхождение будет уточнено после реставрации), небольшое число обломков железных клинков и ножей, массивные железные гвозди, стеклянные бусины.
Основную часть находок составляют предметы, произведенные в греческих мастерских. Более 30 предметов, собранных на центральной части вымостки – это изделия из золота: нашивки, серьги, бусины, пронизи, кулон. На нашивках изображены птицы (лебедь и гриф), божества, встречаются композиции с двумя зверями со змеиными хвостами (сюжет так называемой «змееногой богини», удерживающей в руках двух фантастических чудовищ).
«Нашивками, скорее всего, была расшита одежда или покрывало, украшавшее святилище: на всех бляшках есть отверстия для ниток, которыми они прикреплялись к ткани. Подобные бляшки археологи находят в курганных погребениях скифов. Значительная часть золотых изделий изготовлена, безусловно, греческими мастерами, но некоторые, вероятно, могли быть созданы колхидскими ювелирами»,
– сообщил Александр Скаков.
Также в культурном слое были найдены изображения божеств: бронзовая фигурка античного божества и две фигурки древнеегипетского бога Птах-Патека из непрозрачного зеленоватого стекла.
«Стеклянную массу, из которой сделаны фигурки, еще называют "египетской пастой" или "египетским фаянсом", потому что ее производили в египетских мастерских и часто именно из нее отливали скарабеев. Но работали с этой массой не только египтяне. Мастера из греческой колонии Навкратис также изготавливали из этой пасты подражания египетским вещам. Подобные фигурки божества Птах-Патек ранее были найдены на территории Абхазии в могильнике возле Сухума»,
– пояснил ученый.
В нескольких десятках метров от святилища археологи раскрыли культурные слои со следами деревянных жилых построек, предварительно датируемые доантичным периодом (VIII–VII вв. до н. э.) и античным VI–V (вв. до н. э.).
«Раскопки 2022 г. позволили понять, как изменялась застройка на этом участке: вероятно, в V в. до н. э. обычная жизнь на этом месте прекратилась. Рядом с остатками домов был насыпан курган из глины, на вершине которого соорудили святилище. Показательно, что через столетие рядом с этим культовым местом, у подножия кургана, было сооружено святилище с захоронениями конских голов и бронзовой узды по меотскому обряду, а спустя тысячу лет здесь же был построен христианский храм. Это крайне любопытная "преемственность", понять логику которой можно будет лишь в ходе дальнейших исследований»,
– отметил Александр Скаков.
Источник: Институт Археологии РАН
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School