Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Эмаль средневековой золотой подвески из Новгорода была изготовлена из римской мозаики

Группа ученых из Института археологии РАН, Казанского (Приволжского) федерального университета, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН изучила подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII в. в Новгороде.

Комплексное исследование артефакта с применением естественнонаучных методов показало, что драгоценная подвеска-квадрифолий была изготовлена русскими или византийскими мастерами, причем для эмали была использована переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия. О результатах исследования авторы сообщили на научной конференции «Археологические исследования: новые материалы и интерпретации».

«Впервые древнерусское золотое украшение с эмалевым декором было изучено комплексно, с применением высокоточных методов. Мы смогли увидеть конструктивные элементы подвески и способы их крепления, выявить технологию изготовления корпуса и определить состав металла и эмали. Полученные данные позволили предположить, что подвеска была изготовлена на Руси или греческими мастерами, или русскими ювелирами с использованием эмалевой вставки византийского производства»,

– сказала один из авторов исследования,
старший научный сотрудник отдела средневековой археологии
Института археологии РАН Ирина Зайцева.

Исследования проводились в Центрах коллективного пользования (ЦКП) Института археологии РАН, ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН и НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА.

Летом 2018 г. экспедиция Института археологии РАН под руководством члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова начали раскопки на участке на улице Знаменская в Великом Новгороде. В небольшом по размеру раскопе (около 140 кв. м.) археологи нашли участок древней Павловой улицы и остатки четырех средневековых усадеб. В культурном слое глубиной более 5 метров, нижняя часть которого относится к первой четверти XI в., а верхняя – к концу XV – началу XVI в., было собрано большое количество артефактов, указывающих на высокий социальный статус жителей: печати новгородских и служилых князей, византийские торговые пломбы, украшения, предметы личного благочестия и другие предметы из металлов, кости, янтаря, стекла, камня и глины.


На фото: Подвеска. 1 – фото, 2 – рисунок (выполнен Ю.С. Фомичевой)

Украшенная эмалью золотая подвеска была обнаружена в остатках жилой постройки, сложенной из толстых сосновых бревен. По данным дендрохронологического анализа, дом был сооружен в начале 1210-х гг. Он был последним домом, построенным на этом участке перед длительным запустением этой части города, которое, вероятно, было связано с катастрофическими эпидемиями, голодными годами в Новгороде в первой трети XIII в., и общим упадком экономической жизни, наступившим после завоевания монголами центральных и южных регионов средневековой Руси.

Подвеска в форме квадрифолия (декоративного мотива в виде комбинации квадрата и цветка с четырьмя симметричными лепестками, наложенных друг на друга) состоит из двух пластин, лицевой и оборотной, соединенных пайкой, и петельчатого ушка. Лицевая поверхность подвески украшена выпуклым декором из цветков, соединенных стеблем. В центре пластины прорезано отверстие диаметром 10 мм, в которое помещена круглая эмалевая вставка. Внешний край пластины и область вокруг отверстия обрамлены двумя рядами частых мелких вдавлений, создающих впечатление поясков из филигранной «бусинной» проволоки.

Мотив квадрифолия был очень популярен в различных областях средневекового европейского искусства – архитектуре, книжной миниатюре, прикладном искусстве. Использовался он и в древнерусском ювелирном деле. Так, в виде квадрифолиев были сделаны золотые звенья рясен и подвески из южнорусских кладов, известны бронзовые позолоченные подвески этой формы с эмалевыми изображениями.


На фото: Трехмерная модель подвески с разделенными деталями

Новгородская подвеска выделяется из этого ряда: она сделана из золота, и узор на лицевой пластине целиком оттиснут на матрице. В этом состоит уникальность предмета: тиснение почти не использовалось для получения изображений на древнерусских золотых украшениях с перегородчатой эмалью. Обычно оно применялось только для создания лотков для эмали, а поля золотых подвесок, как правило, оставались гладкими.

«Золотая подвеска из Новгорода – подлинное произведение художественного ремесла. Высокий профессионализм и великолепный вкус мастеров видны как в изготовлении корпуса из высокопробного золота, так и эмалевой вставки. Аналогий у нее нет ни в византийских материалах, ни в древнерусских. Скорее всего, она была частью богатого парадного убора»,

– рассказала Ирина Зайцева.

Чтобы изучить внутреннюю конструкцию подвески, определить технологию изготовления и состав металла и эмали, ученые провели комплексное аналитическое исследование с применением современных естественнонаучных методов.


На фото: Детали подвески. 1,2 – зазор между пластинами, 3 – погрешности пайки, 4 – тисненая пластина (лицевая створка), 5 – ушко, 6, 7 – центральная вставка

Для изучения внутреннего строения подвески была проведена съемка методом нейтронной томографии. В отличие от рентгеновских лучей нейтроны проникают вглубь изделия из золота, позволяя увидеть его внутреннее устройство. По результатам съемки была построена трехмерная модель предмета, позволившая виртуально «разобрать» изделие на конструктивные элементы, установить способы их соединения. Томографическое исследование показало, что в центральной части внутренней полости подвески под эмалевой вставкой находится небольшое скопление рыхлого вещества. Ученые решили не вскрывать подвеску: заполнение не содержит твердые частицы, напоминающие вложения в кресты-энколпионы, а больше всего похоже на забившийся грунт.

Чтобы определить, из какого металла была изготовлена подвеска, ученые использовали методы растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом (РЭМ/ЭРМ) и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой с пробоотбором методом лазерной абляции (МС-ИСП-ЛА). Исследование показало, что все металлические детали подвески выполнены из золота высокой концентрации, причем процентное содержание золота в разных частях предмета почти одинаково: это говорит о том, что все металлические части подвески были созданы одновременно. Состав микропримесей позволяет предположить, что золото было получено из россыпного месторождения, и при изготовлении подвески в него не добавляли другие металлы.


На фото: Фото эмалевой вставки с обозначением областей спектров. Области исследования состава эмалей методами РЭМ/ЭРМ (квадраты) и АЭС-ИСП-ЛА (круги)

Центральное украшение подвески – это вставка, выполненная в технике перегородчатой эмали, перегородки сделаны из золотых пластин, припаянных к подложке. В центре круглого медальона расположено изображение трилистника, заполненное красной эмалью. Его окружает белая эмаль, которая создает контрастный фон. Трилистник вместе с фоном охватывает кольцо синей эмали, под трилистником расположен треугольник бирюзовой эмали. Все изображение обрамляет внешнее кольцо красной эмали.

Специалисты исследовали состав эмали методами растровой электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом (РЭМ/ЭРМ) и атомно-эмиссионной спектроскопии с индуктивно-связанной плазмой методом лазерной абляции (АЭС-ИСП-ЛА).

Исследование показало, что эмали белого, синего и бирюзового цветов медальона имеют одинаковый химический состав базового содового стекла и отличаются только красителями. Состав эмалей очень близок химическому составу римских и ранневизантийских мозаик: так, белая эмаль квадрифолия практически полностью аналогична стеклу мозаичной плитки из базилики Сан Северо в Равенне, а кобальтовый пигмент в синей эмали включает набор элементов, характерный для римской ремесленной традиции: кобальт, марганец, медь и железо.


На фото: Оптическая фотография эмалевого медальона

Состав красной эмали содержит другой набор базовых элементов и близок к византийскому натриево-свинцовому стеклу, которое берет начало в римской ремесленной традиции и существует до конца византийской эпохи. Например, на раскопах в Болгаре в районе центрального рынка обнаружены стеклянные византийские перстни XIV в. с подобном составом.

«Судя по составу, эмали новгородской подвески сделаны не из средневекового стекла, а из римских мозаик. Известно, что такая технология активно использовалась в эмальерном средневековом производстве в Западной Европе, например, в лиможских эмалях. Мозаики собирали в разрушенных зданиях, очищали от поверхностных загрязнений, перетирали в мелкий порошок, добавляли в него воду. Полученную смесь накладывали на металлическую поверхность, просушивали и обжигали в специальных печах при температуре, при которой порошок расплавлялся, а металл – нет»,

– пояснила научный сотрудник отдела археологии
эпохи Великого переселения народов
и раннего Средневековья ИА РАН Ольга Румянцева.

Как отметила доцент кафедры археологии и всеобщей истории Казанского федерального университета Светлана Валиулина, определить точное место и время изготовления эмалей сложно из-за того, что технологические и стилистические традиций изготовления не менялись на протяжении очень длительного времени – от времен Рима до окончания византийской эпохи. Вторая сложность связана с тем, что существовала практика вторичного использования эмалей: конструкция и крепление вставок на панелях и окладах икон были сделаны таким образом, чтобы можно было изъять эмалевое украшение из старой, возможно, пришедшей в негодность основы и перенести ее на новое изделие.


На фото: Карты распределения элементов, полученные РФлА-картированием 30-микронным пучком по поверхности эмалевого медальона

«Эмалевую вставку на новгородском квадрифолии тоже можно было бы заподозрить во вторичном использовании, учитывая ее не совсем ровное расположение на золотой основе, при том, что все остальное в ее исполнении безупречно. Но эмалевый медальон с трилистником в центре составляет единый гармоничный ансамбль с декором золотой основы, где ведущая роль принадлежит трилистникам и производным от них пятилепестковым пальметтам. Можно предположить три варианта происхождения подвески и вставки: вставка, как и все изделие, было создано или в Византии, или греческими мастерами в одном из русских городов, или эмалевая вставка могла быть выполнена в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы. Но в любом случае была использована импортная, вероятно, византийская эмаль»,

– сказала доцент кафедры археологии и всеобщей истории
Казанского федерального университета Светлана Валиулина.

«Эта работа – яркий пример междисциплинарного исследования, когда при помощи целого ряда естественно-научных методов мы получаем новые исторические, искусствоведческие данные»,

– подчеркнула заместитель директора по научной работе,
начальник лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках
НИЦ «Курчатовский институт» Екатерина Яцишина.

Источник: https://www.archaeolog.ru

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Уважаемые гости, на 6 июля экскурсионные группы сформированы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Республике Марий Эл снимается фильм о герое Первой мировой войны

В Республике Марий Эл снимается фильм о герое Первой мировой войны

Члены отделения Российского исторического общества в Республике Марий Эл принимают активное участие в процессе создания документального фильма об уроженце Марийского края, герое Первой мировой войны, лётчике-асе Николае Кирилловиче Кокорине (1889 – 1917).

 

Отделение РИО в Туле: итоги работы и планы на будущее

Отделение РИО в Туле: итоги работы и планы на будущее

29 июня 2022 г. в ТГПУ им. Л.Н. Толстого состоялось расширенное заседание совета отделения Российского исторического сообщества в Тульской области.

 

В Гродековском музее - выставка «Сражения и герои Отечественной войны 1812 года»

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова представляют второй совместный выставочный проект – экспозицию «Сражения и герои Отечественной войны 1812 года.

Цех историков

Смотреть документальный фильм "Инкогнито из свиты. Петр I"

F0vaJBKtwY-e126491298461241446660004824.jpg

Фильм "Инкогнито из свиты" в увлекательной форме рассказывает о втором зарубежном путешествии Петра Великого, о его значении для развития Российского государства, которое до сих пор, к сожалению, мало оценено.

 

Та самая «Баттерфляй»? Журналисты-сатирики о Японии в 1904–1905 гг.

гейша фот в 1904–1905 гг.

К началу ХХ столетия деловитый порыв западных держав и примкнувшей к ним России в направлении Дальнего Востока, при всём прагматизме его целей, был проникнут многочисленными мифами и стереотипами ориенталистского происхождения.

 

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Юрий Тракшялис - "В небесах мы летали одних...". Круглый стол "Нормандия-Неман - 75 лет"

Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II  и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.

Monographic

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Экономическая и политическая история СССР 1945 – 1991 годов

82736598263958623865928365923865-2.jpg

Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.

 

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

Прокрутить наверх