«Без лести предан» – такое название получила выставка, посвящённая Алексею Андреевичу Аракчееву и призывающая посетителей отказаться от довлеющих в общественном сознании стереотипов о личности графа и его роли в истории нашей страны. Представленные экспонаты позволяют прикоснуться к эпохе и познакомиться с фаворитом императоров Павла I и Александра I через подлинные документы и вещи того времени. Проект рассказывает о семье графа Алексея Андреевича Аракчеева, его учебе и карьере в годы правления Павла I; о служебной деятельности при императоре Александре I; о личной жизни и благотворительных начинаниях.
Особое место на выставке отведено имению Грузино – подарку императора Павла I, занимавшему особое место в жизни Аракчеева. Полностью утраченное в XX веке, оно поражало современников масштабом и степенью благоустройства, оригинальностью воплощенного замысла и продуманностью каждой детали. На выставке же представлены вещи из имения, в том числе, пожертвованные Аракчеевым при жизни в грузинский Андреевский собор.
Все демонстрируемые на выставке экспонаты хранятся в собрании Государственного исторического музея, но впервые они собраны вместе в рамках этого проекта.
Выставка будет открыта до 13 января 2020 года.
Об Алексее Андреевиче Аракчееве
Согласно «Большой российской энциклопедии» Алексей Андреевич Аракчеев (23.9 (4.10).1769 – 21.4 (3.5).1834) в 1787 году окончил Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус.
С сентября 1792 года по просьбе цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I) был прислан в Гатчину, где проявил усердие и успехи в артиллерийской службе, за что был назначен командиром гатчинской артиллерийской команды.
Аракчеев реорганизовал артиллерию цесаревича, разделив артиллерийскую команду на три пеших и одно конное отделения (капральства), причём пятая часть их штата находилась на вспомогательных должностях. Кроме того, сформировал специальную инструкцию для каждого должностного лица в артиллерии. Разработал план развёртывания артиллерийских отделений в роты и создания четырёхротного артиллерийского полка. Ввёл методику практического обучения артиллеристов и создал «классы для преподавания военной науки». Активное участие принял в составлении новых уставов. Стоит отметить, что предложенные им нововведения были впоследствии внедрены во всей российской армии.
Аракчеев пользовался безграничным доверием наследника престола, отмечается в «БРЭ». После восшествия на престол Павла I 7(18).11.1796 года был назначен комендантом Санкт-Петербурга (до 1797 года), на следующий день произведён в генерал-майоры, через пять дней награждён орденом Святой Анны 1-й степени, а в декабре ему было подарено имение Грузино. Был командиром лейб-гвардии Преображенского полка (1797–1798), бароном (апрель 1797), кавалером ордена Святого Александра Невского (апрель 1797).
В 1802 году новый император Александр I, которого с 1794 года связывали дружеские отношения с Акарчеевым, вновь призвал его на службу. Теперь он был назначен членом Комиссии для составления примерных штатов артиллерии, а в 1803 году – снова инспектором всей артиллерии и командующим лейб-гвардии артиллерийского батальона.
В 1803–1811 годах Аракчеев подготовил и осуществил реформу российской артиллерии, благодаря которой она была существенно усовершенствована. В декабре 1807 года Алексей Андреевич был назначен состоять при Александре I «по артиллерийской части». Спустя всего два дня император предписал считать свои повеления именными императорскими указами.
Для наведения порядка в военном ведомстве 13(25).1.1808 Александр I назначил Аракчеева министром военно-сухопутных сил (до 1810 года), через четыре дня – генерал-инспектором всей пехоты и артиллерии (до 1819 года), а 26 января – начальником Военно-походной канцелярии государя и фельдъегерского корпуса. Прибытие Алексея Андреевича в действующую армию в качестве личного представителя императора ускорило завершение русско-шведской войны 1808–1809 годов. Именно он настоял на переходе российских войск через лёд Ботнического залива, что заставило шведов пойти на мирные переговоры.
В 1810 году Аракчеев был назначен членом Государственного совета, сенатором, оставаясь и членом Комитета министров.
С началом войны он был управляющим канцелярией императора Александра I (оставался на этой должности до 1825 года). В 1815 году был назначен единственным докладчиком императору по делам Комитета министров и Государственного совета. Аракчеев осуществил разработку необходимых нормативно-правовых актов, преобразовав всё военное законодательство и завершив тем самым реформирование армии.
С именем Аракчеева связывают создание военных поселений, несмотря на то, что первоначально он возражал против этого проекта (занимался им ещё в 1810–1811 годах), однако после принятия решения императором претворял его в жизнь.
Аракчеев по поручению Александра I в 1818 году разработал один из проектов освобождения крестьян. Этот проект предусматривал покупку казной помещичьих имений вместе с крестьянами «по добровольно установленным ценам с помещиками» и предоставление крестьянам личной свободы (не реализован).
В апреле 1826 года император Николай I уволил Аракчеева в бессрочный отпуск для лечения (на службе числился до 1832 года). В 1827 году он вернулся в имение Грузино, где занялся его обустройством, открыл госпиталь, занимался открытым им ранее крестьянским заёмным банком. Собранная им библиотека по каталогу 1824 года насчитывала более 12 тысяч книг, в основном по русской истории. Аракчеев внёс 50 тыс. рублей в Государственный банк в качестве премии автору лучшей истории царствования Александра I. Он также занимался благотворительностью – пожертвовал 50 тыс. руб. Павловскому институту для воспитания дочерей дворян Новгородской губернии. После его смерти Новгородский кадетский корпус получил название Аракчеевского в связи с передачей ему имения Грузино и капитала в размере 1,5 млн. рублей.
ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
Кто входил в состав Императорского Русского исторического общества?
Музей Мирового океана предлагает повторить путь Афанасия Никитина
Российские археологи создают 3D-модели объектов всемирного наследия в Пальмире
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».
Возможно ли передать средствами монгольского языка образную систему, художественные особенности, суть и душу русской литературы? Насколько монгольская культура может воспринять чуждые ей сюжеты и мелодику речи, найти эквиваленты в своём языке и культуре? Обращение к стихам такого сложного поэта, как Марина Цветаева, даёт ответы на эти вопросы.
У российской бюрократии была дурная слава. О чиновниках плохо говорили все, в том числе и сами чиновники. В их устах слово «бюрократ» звучало почти как бранное.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.