Российское историческое общество продолжает публиковать источники из архива Императорского Русского исторического общества, оцифрованные копии которых были переданы Российским государственным историческим архивом.
Сегодня широкой аудитории стал доступен ещё ряд источников из состава дела, посвящённого собраниям членов Русского исторического общества в 1877–1881 годах.
В частности, опубликован протокол по итогам заседания Совета ИРИО от 20 февраля 1879 года, на котором было принято важное для Общества решение: предложить кандидатуру А.А. Половцова на должность Председателя Императорского Русского исторического общества ввиду смерти П.А. Вяземского, занимавшего ранее этот пост.
Кроме того, опубликован протокол заседания от 6 ноября 1879 года, которое целиком было посвящено вопросу об участии Русского исторического общества в издании хронологических планов Москвы. В ответ на рескрипт Великого Князя Константина Николаевича Совет ИРИО решил следующее:
«Принимая с благодарностью сообщение Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Константина Николаевича и усматривая в выраженном Его Императорским Высочеством приглашении участвовать в издании хронологических планов г. Москвы лестное для Общества одобрение деятельности его, Совет выражает полную с своей стороны готовность, по желанию Его Императорского Высочества, оказать делу этому учёное своё содействие».
Также представлены несколько писем членов Общества, среди которых стоит обратить особое внимание на письмо цесаревича Александра Александровича, отправленное 9 января 1880 года. Наследник престола направил просьбу в адрес, вероятнее всего, Председателя ИРИО А.А. Половцова, заехать в Аничков дворец, так как цесаревич получил бумаги от князя Горчакова, но хочет также передать замечания канцлера о них. Это позволяет говорить о том, что Почётный Председатель Императорского Русского исторического общества цесаревич Александр Александрович принимал активное личное участие в наиболее важных вопросах деятельности Общества.
Отметим, что все документы традиционно сопровождаются комментариями и пояснениями.
Напомним, 15 мая 2019 года руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов вручил Председателю Российского исторического общества Сергею Нарышкину оцифрованные копии документов из архива ИРИО.
323 года назад русские войска овладели крепостью Азов
«Необыкновенная история одного корабля. «Марс» (1939) – «Витязь» (1949)»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Результаты комплексного исследования раннесредневекового некрополя Заостровье-1 опубликованы в монографии М.М.Казанского, Э.Б.Зальцмана, К.Н.Скворцова «Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии».
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.