Дело об охранении могил и увековечивании памяти выдающихся общественных деятелей на поприщах литературном, учёном, художественном и артистическом. (Дело LXIX).
В фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) хранится «Дело об охранении могил и увековечении памяти выдающихся общественных деятелей на поприщах литературном, учёном, художественном и артистическом» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69), которое включает в себя исторические источники о деятельности ИРИО в 1914–1915 гг.
Архивное «Дело об охранении могил и увековечении памяти выдающихся общественных деятелей на поприщах литературном, учёном, художественном и артистическом» состоит из шести листов с материалами на русском языке. Среди них содержатся письма, полученные ИРИО в рассматриваемый период, копии исходящей корреспонденции и материалы периодической печати.
Первая группа исторических источников представляет собой письма, поступившие в Императорское Русское историческое общество в 1914–1915 гг.
Письмо в Императорское Русское историческое общество из Комиссии по народному образованию в Петрограде, 29 сентября 1914 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 2–2 об.)
В составе архивного дела сохранились два письма, направленные в ИРИО из Комиссии по народному образованию в Петрограде 29 сентября 1914 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 2–2 об.) и 6 ноября 1914 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 4).
В первом письме руководство Комиссии обращалось к Историческому обществу с просьбой оказать содействие в составлении списка известных учёных, литераторов и художников, могилы которых на петроградских кладбищах не поддерживаются в надлежащем состоянии их близкими.
Письмо в Императорское Русское историческое общество из Комиссии по народному образованию в Петрограде, 6 ноября 1914 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 4)
Второе письмо в Императорское Русское историческое общество из Комиссии по народному образованию в Петрограде показывает, что ИРИО откликнулось на просьбу, изложенную в первом письме, и направило в это учреждение издание «Петербургский некрополь», подготовленное председателем Общества великим князем Николаем Михайловичем.
Во вторую группу документов входят копии исходящих сообщений Императорского Русского исторического общества, отправленных в 1914 г.
Копия письма Императорского Русского исторического общества в Комиссию по народному образованию в Петрограде, 31 октября 1914 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 3)
Копия письма Императорского Русского исторического общества в Комиссию по народному образованию в Петрограде датируется 31 октября 1914 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 3). Этот исторический источник раскрывает дополнительные детали взаимодействия ИРИО и Комиссии. Из копии письма следует, что Общество не имело возможности принять на себя задачу по составлению требуемого списка выдающихся деятелей. Тем не менее руководство Исторического общества, «желая облегчить труды Комиссии в этом направлении» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 3), распорядилось доставить уже упоминавшийся выше экземпляр книги «Петербургский некрополь». По мнению ИРИО, это издание могло послужить пособием для формирования перечня лиц, чьи могилы «должны подлежать охранению» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 3).
Третья группа исторических источников объединяет материалы периодической печати за 1915 г.
Вырезка из газеты «Вечернее время», № 1275, 20 октября 1915 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 5)
В состав этой группы входит вырезка из № 1275 газеты «Вечернее время», датированная 20 октября 1915 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 69. Л. 5). Она представляет собой фрагменты газетной полосы, наклеенные на лист бумаги. На вырезке представлена статья «Об охране исторических могил», в которой рассматривались инициативы Императорского общества ревнителей истории по охране исторических могил на петроградских кладбищах.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
20 января 2023 года на базе Института исторического, правового и социально-гуманитарного образования Башкирского государственного педагогического университета состоялось совещание с руководителями методических объединений учителей истории и обществознания муниципальных образований Республики Башкортостан.
Совет отделения Российского исторического общества в Курганской области, Курганский государственный университет и Курганская областная универсальная научная библиотека им. А.К. Югова приглашают принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции «Курганская область в истории России», посвященной 80-летию образования Курганской области.
Два исторических события, которым в этом году исполнилось 300 лет, исследователи справедливо связывают между собой: принятие Петром I императорского титула иподписание Ништадтского мирного договора между Россией и побеждённой Швецией.
Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".