В фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) среди документов Императорского Русского исторического общества сохранилось «Дело о переписке по изданию бумаг Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18). Оно содержит 76 листов, относящихся к 1899–1914 гг.
Все эти архивные материалы связаны с проектом ИРИО по изданию исторических источников о деятельности Кабинета министров – высшего государственного органа Российской империи, созданного по указу императрицы Анны Иоанновны. В разное время членами Кабинета министров являлись А. И. Остерман, А. М. Черкасский, Г. И. Головкин, П. И. Ягужинский, А. П. Волынский, А. П. Бестужев-Рюмин, М. Г. Головкин и Х. А. Миних. Этот орган управления осуществлял руководство деятельностью большинства центральных государственных учреждений в 1731–1741 гг. Кабинет министров был ликвидирован после воцарения императрицы Елизаветы Петровны. Сохранившиеся после этого исторические материалы в конце XIX–начале XX в. были собраны и опубликованы в «Сборнике Императорского Русского исторического общества».
В первую группу исторических источников вошли письма от члена ИРИО проф. А. Н. Филиппова, руководившего изданием бумаг Кабинета министров.
Письмо от члена Императорского Русского исторического общества А. Н. Филиппова, 15 сентября 1902 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 5–6)
В письме от 15 сентября 1902 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 5–6) он обращался к секретарю Исторического общества Г. Ф. Штендману с просьбой об отправке бумаги в «Типографию К. Матисена» в г. Юрьев, где печатались издания ИРИО, посвящённые документам Кабинета министров.
Письмо от члена Императорского Русского исторического общества А. Н. Филиппова, 21 сентября 1902 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 7–7 об.)
Письмо А. Н. Филиппова от 21 сентября 1902 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 7–7 об.) показывает, что его просьба была исполнена. Профессор благодарил Г. Ф. Штендмана за доставленную бумагу и задавал несколько вопросов, связанных с оформлением и подготовкой очередного тома «Сборника», в котором должна была быть опубликована часть собранных им исторических источников.
Письмо от члена Императорского Русского исторического общества А. Н. Филиппова, 7 апреля 1903 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 15)
Письмо от члена Императорского Русского исторического общества А. Н. Филиппова, 8 марта 1911 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 43)
Письма от 7 апреля 1903 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 15) и 8 марта 1911 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 43) схожи по содержанию. В них А. Н. Филипповов уведомлял секретарей Императорского Русского исторического общества Г. Ф. Штендмана и А. А. Голомбиевского о получении полагающегося ему гонорара за подготовленные издания.
Во вторую группу исторических источников были выделены письма, полученные Историческим обществом из «Типографии К. Матисена», и накладная на перевозку отпечатанных книг из Юрьева в Санкт-Петербург.
Письмо из «Типографии К. Матисена», 13 сентября 1902 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 4)
В письме из типографии от 13 сентября 1902 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 4) приводился расчёт необходимого для издания нового тома «Сборника» количества бумаги.
Письмо из «Типографии К. Матисена», 3 марта 1911 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 38–38 об.)
Из письма от 3 марта 1911 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 38–38 об.) можно получить подробные сведения об условиях, на которых «Типография К. Матисена» сотрудничала с Императорским Русским историческим обществом. В этом же документе содержалось предложение о печати обычных томов «Сборника» на бумаге местной фабрики, расположенной в г. Рига. По мнению владельцев типографии, это сделало бы процесс подготовки книг дешевле вследствие экономии на доставке расходных материалов.
Письмо из «Типографии К. Матисена», 17 марта 1912 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 52)
В письме от 17 марта 1912 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 52) типография сообщала сроки, в которые она могла закончить печать 138-го тома «Сборника Императорского Русского исторического общества» при условии, что продолжение рукописи будет доставлено вовремя.
Письмо из «Типографии К. Матисена», 21 сентября 1912 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 61)
Письмо из «Типографии К. Матисена» от 21 сентября 1912 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 61) и накладная на перевозку груза большой скорости №57421 (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 62–62 об.) открывают перед читателями отдельные подробности доставки отпечатанных книг из Юрьева в Санкт-Петербург.
Накладная на перевозку груза большой скорости №57421 от 21 сентября 1912 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 18. Л. 62–62 об.)
Таким образом, рассмотренные выше исторические источники показывают, что проект Императорского Русского исторического общества по изданию бумаг Кабинета министров имел ряд особенностей. Одной из важнейших его черт, в отличие от уже рассмотренного нами проекта по публикации бумаг Конференции при Высочайшем дворе (Дело XVI), стало отсутствие необходимости получать допуск для работы в архивах. Это было связано с огромной подготовительной работой по поиску и сбору исторических материалов о деятельности Кабинета министров, которую проделал А. Н. Филиппов.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную церковь.
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".
В последнее десятилетие официальные учреждения и общественность всё больше внимания уделяют вопросам исторической памяти, что неудивительно: это не просто общий тренд для всех стран европейского и — шире — западного мира1По словам А. Ассман, на фоне сжатия образа будущего происходит расширение «настоящего», а потому и растут численно попытки апеллировать к прошлому (Ассман А. Распалась связь времен? М., 2016)..
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».