8 (18) июня 1681 года родился церковный деятель, один из ближайших сподвижников Петра I Феофан Прокопович.
Он появился на свет в купеческой семье и при рождении был назван Елисеем, но рано стал сиротой – его воспитывал дядя по материнской линии, ректор Киево-Могилянской академии и наместник Киево-Братского монастыря Феофан Прокопович. Именно его имя возьмёт себе спустя годы Елисей.
Известно, что Феофан Прокопович проповедовал цезарепапизм, то есть полагал, что император главенствует не только над народом, но и над духовенством. Говоря языком светским, он сделал головокружительную карьеру на службе у государя, причём удерживать свои позиции ему удавалось не только при Петре, который фактически доверил Феофану Прокоповичу всё управление церковью, но и после смерти императора. И все это – несмотря на огромное количество личных врагов.
Феофан Прокопович обладал острым умом, красноречием, тонким чутьём, незаурядной эрудицией. Он получил блестящее образование, ради которого не погнушался даже на время перейти в униатство. Обучался сначала в Киево-Могилянской духовной академии, прослушал курс лекций во Львове, а затем учился в Польше и в Риме – в известной иезуитской коллегии св. Афанасия, где прослушал полный курс. Утверждают, что на выдающегося ученика обратил внимание даже сам папа.
В 1704 году, по возвращении в Киев, юноша вновь принимает православие и берет себе имя скончавшегося на тот момент дяди – Феофан Прокопович. Он начинает преподавать в Киево-Могилянской академии – сначала поэтику, потом риторику, философию и, наконец, богословие. Составляет по всем этим предметам новаторские для того времени руководства. А также пишет трагикомедию «Владимир» для школьной сцены. Уже тогда, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов как поборников суеверия и невежества, Феофан Прокопович выступил горячим защитником просвещения и сторонником уже начатой Петром I борьбы со старыми русскими предрассудками. Он восхвалял реформы государя и в своих проповедях, одна из них — по случаю победы над шведами в Полтавской битве — по приказанию Петра была переведена на латинский язык. Спустя два года, во время Прутского похода 1711 года, царь вызывает Феофана Прокоповича в свой лагерь и назначает его ректором Киево-Могилянской академии и игуменом Братского монастыря на Подоле.
Продолжая свою преподавательскую деятельность, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей по различным богословским вопросам. Он решительно отрицает авторитет духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам, а также опровергает старую теорию о первенстве духовенства над всем остальным обществом и выступает сторонником сильной светской власти. Этот образ мышления полностью отвечал Петровским преобразованиям. В 1716 году император вызывает Феофана Прокоповича в Петербург. Выражаясь современным языком, отныне его задача – осуществлять информационную поддержку, то есть доносить в своих проповедях суть реформ. Причём это касалось даже весьма приземленных, бытовых тем: например, в сочинении «О мученичестве» Феофан Прокопович обличает «фанатиков», недовольных ношением европейской одежды и бритьем бород.
Феофан Прокопович становится главным помощником Петра I в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; по поручению царя он пишет предисловия и толкования к переводам иностранных книг, а также учебники, богословские и политические трактаты. Все эти шаги были направлены на упразднение патриаршества. Вместо него создавалась Духовная коллегия, подчинённая непосредственного царю, – Святейший Правительствующий Синод, первым вице-президентом которого и стал Феофан Прокопович.
После смерти Петра I ситуация для архиепископа в корне не поменялась: по итогам непродолжительной, однако весьма ожесточенной, политической борьбы он сумел завоевать доверие и новой императрицы Анны Иоанновны. Часть историков полагает, что та публично разорвала всем известные «кондиции» с положениями об ограничении самодержавия именно после разговора с архиепископом Феофаном Прокоповичем, который якобы настойчиво убеждал императрицу вернуться к прежнему единовластию. Как бы то ни было, Феофан Прокопович опять получил положение при Дворе и в Синоде. Действуя при Петре I во имя реформы просвещения, при Анне Иоанновне он становится строгим консерватором, оправдывающим существующий порядок в любых обстоятельствах.
Феофана Прокоповича принято считать автором тезиса о триедином русском народе – великороссов, малороссов и белорусов. Эта концепция впоследствии станет официальной государствообразующей в Российской империи.
Текст: Анна Хрусталёва
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School