70 лет назад 20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал свою работу Международный военный трибунал или, как его еще называли, Международный суд над нацистскими военными преступниками.
Думаю, сейчас самое время обсудить проблемы, связанные с изучением истории Нюрнбергского процесса и с его историческим значением для всего послевоенного мира, да и сегодняшних дней.
Здесь за одним столом находятся представители России, Германии, и Белоруссии: историки, юристы, эксперты. Я благодарен им за то, что мы сегодня здесь собрались с тем, чтобы обсудить значение Нюрнбергского военного трибунала. Сожалею, что с нами нет представителей Соединенных Штатов Америки, Франции, Великобритании, хотя они приглашались, причем через свои дипломатические представительства, но увы.
Историческое значение Нюрнбергского трибунала, той последней битвы с фашизмом, переоценить, конечно же, невозможно. Это была битва документов, свидетельских показаний и кадров кинохроники.
Десять месяцев под ногами военных преступников в стенах Нюрнбергского дома правосудия буквально горела земля. Их обвиняли живые и мертвые, и возмездие за преступления против мира и человечности наступило. Международный суд над главными военными фашистскими преступниками был и остается историческим достижением ведущих держав антигитлеровской коалиции, одним из важнейших политико-правовых итогов разгрома нацистской Германии.
Во-первых, он был максимально демократичным и полностью открытым, основывался на фактах, которые были не просто многочисленными, но и достоверно известными.
Во-вторых, судопроизводство опиралось на уже имевшиеся тогда международно-правовые акты и проводилось весьма тщательно. Вдобавок сам судебный процесс широко освещался в средствах массовой информации, транслировался всеми доступными на ту пору способами.
Наконец, как материалы, так и опыт проведения этого трибунала стали новым словом в практике создания международного права и оказали прямое и решающее влияние на становление его современной системы, ныне действующей под эгидой Организации Объединенных Наций.
Неважно, в каких мантиях были судьи, и клялись ли свидетели на Библии. Союзникам удалось главное: соединив нормы и институты разных правовых систем выйти на общий юридический документ, вынести обвинительный приговор нацистским главарям, руководствуясь исключительно демократическими принципами.
Историки расскажут нам, как непросто это было. Достаточно вспомнить, что на фоне идущего в Германии Нюрнбергского процесса Черчилль произнес свою печально знаменитую программную речь, после которой в обиход на долгие десятилетия вошли такие понятия, как «холодная война» и «железный занавес».
Кстати, пафосом этого выступления отставного британского премьера стала мысль об исключительности англосаксонского мира. Так ли много здесь отличий от речей нацистских лидеров 30-х годов, да, и есть ли отличие от некоторых заявлений нынешних заокеанских политиков?
За несколько месяцев до Нюрнберга атомные бомбардировки японских городов имели не столько военную цель, сколько демонстративно устрашающую, причем устрашить пытались не противника, а союзника в лице нашей страны. Но, несмотря на это, Нюрнбергский процесс состоялся и продемонстрировал неотвратимость наказания за совершение тягчайших международных преступлений. О том, что итоги Нюрнберга оказались действенными, а его опыт не прошел бесследно, свидетельствует 70 лет жизни человечества без мировых войн, хотя, разумеется, периоды обострения случались и случаются до сих пор.
Между тем, ползучая ревизия истории уже привела к тому, что прежние уроки стали забывать, а неонацизм опять поднял голову. Что особенно тревожно, порой это даже поощряется властями.
Подобным тенденциям может противостоять только объективный взгляд на историю и ясное осознание того, что преступления против мира и человечности не имеют сроков давности.
В XXI веке не должно быть место разного рода гибридным идеологиям, основным на теории исключительности и превосходства одной нации над остальными. Это глубоко ошибочный и потенциально очень опасный тезис.
Завершая, я хочу еще раз подчеркнуть, что историческая память, а также неукоснительное соблюдение норм международного права – это эффективные инструменты, противоядия как от неонацизма, так и от экстремизма, которые, как мы видим, к сожалению, перестали быть лишь потенциальными угрозами.
Давайте перейдем к дискуссии.
Выступления Председателя Российского исторического общества
С.Е. Нарышкина на международном «круглом столе», посвященном 70-летию начала Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками
Здание Государственной Думы. Зал 137.
17 ноября 2015 года. 12 часов.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School