Выступление Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина на круглом столе «Память о Второй мировой войне в России и во Франции. К 80-летию победы в Сталинградской битве»
г. Москва, МИА «Россия сегодня»
31 января 2023 г.
Я благодарен информационному агентству «Россия сегодня» за предоставленную возможность провести этот круглый стол, посвящённый исторической памяти о Второй мировой войне в России и во Франции. Поводом к сегодняшнему разговору служат и предстоящая годовщина победы Красной армии, Советского союза в Сталинградской битве, и приуроченный к ней визит в Россию нашего большого друга, общественного деятеля, внука президента Франции — Пьера де Голля. Признателен Вам, уважаемый господин де Голль, и за Ваш приезд в Москву, в Россию, и за Вашу принципиальную и твёрдую позицию в отстаивании истинных общеевропейских и общечеловеческих ценностей.
Обращаясь к истории советско-французских отношений в годы Второй мировой войны, мы, безусловно, рассчитываем не только отдать дань памяти доблестному поколению победителей, но и извлечь из прошлого определённые востребованные уроки. Определённые параллели напрашиваются сами собой. Напомню, что в предвоенные годы Советский Союз в соответствии с действующими соглашениями рассматривал сотрудничество с Францией в качестве ключевого элемента общеевропейской системы коллективной безопасности. Однако французские правящие круги, к сожалению, так и не смогли преодолеть свои предубеждения против Советского Союза. Недальновидность, в конечном счёте, стоила Парижу суверенитета — Франция молниеносно сдалась нацистам и оказалась под властью оккупантов.
Часть французских элит выступила против собственного народа, запятнав себя службой Гитлеру. Однако политика капитулянтов была отвергнута патриотами Франции — как остававшимися в стране, так и вынужденными её покинуть. Добавлю, что и сегодня общественное мнение в Европе отнюдь не так монолитно, как хотелось бы Вашингтону. Присутствие французских добровольцев в рядах защитников Донбасса, как и наша сегодняшняя встреча, служат тому наглядным подтверждением.
После вероломного вторжения гитлеровской Германии в Советский Союз по инициативе Шарля де Голля между движением «Свободная Франция» и советским правительством были установлены официальные дипломатические отношения. В январе 1942 года, выступая по радио, лидер французского Сопротивления генерал де Голль заявил, что французы приветствуют успехи Красной армии, так как эти успехи приближают Францию к свободе и к отмщению, дают Франции дополнительную возможность вновь подняться и победить.
Это были не просто слова — одновременно между двумя странами разворачивалось военное сотрудничество. С 1942 года в составе Красной армии сражалась французская авиационная эскадрилья «Нормандия», которой впоследствии было присвоено имя «Нормандия-Неман». Одновременно с тем в ряды французского Сопротивления влились несколько сотен советских военнослужащих, прежде всего — бывших военнопленных. Имена этих героев известны и чтимы как в России, так и во Франции.
Уместным будет вспомнить и о дипломатической поддержке движения «Свободная Франция», оказываемой правительством Советского Союза. Отстаивая интересы своего союзника, находящегося в уязвимом дипломатическом положении, Советская Россия выполняла исторически свойственную нашей стране роль гаранта справедливого мироустройства, учитывающего интересы всех участников международных отношений.
Опыт выстраивания Ялтинско-Потсдамской системы, обеспечившей человечеству наиболее продолжительный в истории период внешнеполитической стабильности, служит нам ориентиром в ходе становления нового многополярного мира, формирование которого — объективный и неостановимый процесс.
Не находя в прошлом примеров реализации однополярных стратегий, тоталитарно-либеральные режимы Запада во главе с Вашингтонским режимом вынуждены фальсифицировать историю Второй мировой войны, наглядно свидетельствующую о том, что стремление править миром неизбежно приводит к краху. В этих обстоятельствах честный и объективный диалог о прошлом, призванный объединить конструктивные силы, как в нашей стране, так и за рубежом, приобретает первостепенную актуальность.
Передаю слово нашему дорогому гостю — Пьеру де Голлю.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В Саратове, в Музее боевой и трудовой славы состоялась презентация сайта kursanty-balakovo.ru, посвящённого Симферопольскому военному пехотному училищу, которое во время Великой Отечественной войны дислоцировалось в Саратовской области: сначала, всего несколько месяцев, — в сёлах Питерка и Моршанка, а затем, с весны 1942-го по весну 1944-го — в городе Балаково.
В последнее десятилетие официальные учреждения и общественность всё больше внимания уделяют вопросам исторической памяти, что неудивительно: это не просто общий тренд для всех стран европейского и — шире — западного мира1По словам А. Ассман, на фоне сжатия образа будущего происходит расширение «настоящего», а потому и растут численно попытки апеллировать к прошлому (Ассман А. Распалась связь времен? М., 2016)..
Из истории боевого пути 18 гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман» известно, что 23 февраля 1943 года 18 гв. полк под командованием гвардии подполковника Голубова вошел в состав 303-й авиационной дивизии 1-й Воздушной армии.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.