Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Интервью А.Сиренова на радиостанции «Эхо Москвы»: «Александр Невский: жизнь и житие»

Свободный формат: Александр Невский: жизнь и житие.
В гостях: Алексей Сиренов, член Правления Российского исторического общества, директор Санкт-Петербургского Института истории (дома Н.П.Лихачева) Российской академии наук.

Ведущий: Марк Нуждин.

Время выхода в эфир: 23 марта 2021, 13:06

Источник: https://echo.msk.ru/programs/beseda/2809560-echo

Всем добрый день! Я Марк Нуждин. Сегодня мы говорим об Александре Невском. У нас весь год проходит под знаком Александра Невского, поэтому мы решили обратиться к его личности, к его канонизации и к обстоятельствам, в которых это произошло, и ответить на вопрос, что означает его фигура для нашего города, для северо-запада нашей страны. В нашей студии дистанционно, но тем не менее член-корреспондент Российской академии наук, директор петербургского института истории РАН Алексей Сиренов. Алексей Владимирович, добрый день!

Добрый день!

Перед тем, как говорить о значении Александра Невского для нас и для нашей истории, конечно, нужно нашим слушателям напомнить, что это был за человек, что за политик и, возможно, что за военачальник. До сих пор большое количество дебатов вокруг его имени, вокруг его вклада в историю, в частности говорят о том, что он, обратившись на запад, был верным служителем Золотой Орды, в конечном итоге способствовал порабощению Руси. Скажите, пожалуйста, насколько это верно.

Каждого исторического героя можно оценивать по-разному. Каждое поколение предлагает свою оценку. Историческая истина не в оценках, она – в фактах. Что мы знаем об Александре Невском? Знаем мы не так мало, учитывая то, что он жил в первой половине XIII века – в то время, от которого осталось мало источников. Фактически только летописи. Это наш основной и главный источник обо всём, что происходило на Руси в первой половине XIII века.

Но ведь летописцы были очень лаконичны.

Конечно. Жанр летописи предполагал фиксацию фактов. Это, можно сказать, хроникальное изложение: что в каком году произошло. Второе, что мы имеем – его житие. Вскоре после смерти Александра Невского было написано его житие – его биография, идеализированная, выполненная в церковном ключе. Она более пространна, более подробна, но, разумеется, менее достоверна.

Как говорил Василий Осипович Ключевский, житие отличается от биографии точно так же, как икона отличается от портрета. Мы можем посмотреть, например, на недавно канонизированных святых, от которых остались и портреты, и фотографии, и иконы, и мы увидим, что Фёдор Ушаков на иконе выглядит иначе, чем на его портрете, не говоря уже о новомучениках.

Житие Александра Невского – идеализированное повествование о нем. Время, в которое жил Александр Невский, было чрезвычайно трудным, трагичным и, исходя из особенностей этого времени, нужно и рассматривать, и оценивать эту фигуру. Как известно, самые безгрешные люди, люди, делающие наименьшее количество ошибок – это люди, которые вообще ничего не делают, потому что проще всего остаться вне упреков, ничего не делая.

А Александр Невский делал. И жил он, как я уже сказал, в очень непростое, драматичное и трагичное время. С одной стороны, Русь пала под натиском татаро-монгольских полчищ в 1237 году. С другой стороны, на северо-запад Руси была целенаправленно осуществлялась агрессия с латинского Запада. Александр Невский, как князь, выступал прежде всего политиком.

Для князей начала XIII века политическая составляющая была не менее важна, чем военная составляющая. Если мы посмотрим на быт, на общественное поведение людей более раннего времени, например, XI века, среди них, конечно, тоже были выдающиеся политики, но это были именно воины, стоящие во главе своей дружины. Но ситуация меняется, Русь разделяется на княжества, в каждом княжестве появляется свой князь, и в начале XIII века князь является главой уже некой земли. Он выступает уже как политик.

Чем Александр Невский запомнился как политик?

Александр Невский отличается от своих современников решительными действиями политического характера. Но как политик и как государственный деятель он был действительно удачлив – будучи приглашенным в Новгород для отражения сначала шведской агрессии, потом и агрессии со стороны ордена, он и ту, и другую битву выиграл: и Невского сражение, и два года спустя в 1242 году Ледовое побоище.

Он на долгие годы восстановил статус-кво, который был до его прихода, до начала смутных времен на северо-западе, когда Русь ослабла и когда на неё стали наступать и с Востока, и с Запада. Здесь Александр Невский проявил себя как решительный полководец на северном, на западном направлении. Но когда умер его отец великий князь Ярослав Всеволодович, Александру Невскому пришлось ехать к монгольскому хану, для того чтобы принимать на себя бразды правления Русью.

Как говорит летопись, сначала он получил великое княжение киевское, потом великое княжение владимирское. Он выступает как русский князь, подвластный монгольскому хану. На него было возложено очень тяжелая обязанность – он должен был распространить на Руси так называемое число, то есть подверстать русские города и русские княжества, чтобы они платили ежегодный выход – дань Золотой Орде – чрезвычайно тяжелые в тех условиях выплаты. Это навязывание дани проходило в условиях яростного сопротивления. Александр Невской должен был преодолеть сопротивление.

Критики фигуры Александра Невского как раз часто ставят ему в вину то, что он достиг какого-то соглашения на западе за счёт того, что на востоке он полностью принял все условия и чуть ли не положил Русь к ногам завоевателей.

Критиковать проще всего тех деятелей, которые действительно что-то делают и которые принимают самостоятельные решения. Решение было однозначным, самостоятельным, и Александр Невский, наверняка, понимал, что он будет нести за него ответственность и перед современниками, и перед потомками. Разумеется, это было решение небезупречное. Но в защиту Александра Невского можно сказать, что у него не было другого выхода.

Русь была слаба после татаро-монгольского нашествия, после того, как были выжжены города, уничтожены селения, уведены в полон сотни-тысячи русских людей.

Обескровленная Русь не могла противостоять татаро-монгольским полчищам. Это была вынужденная мера. Но сила Александра Невского как политика в том, что в одном случае он решительно противопоставил военной силе военную силу и победил, а в другом случае избрал дипломатический путь – пошел навстречу тому, с чем Русь объективно не могла бороться. Был ли это его выбор мировоззренческий? Можно ли говорить, что он был сторонником восточной политики, а не западной, и противопоставлять его князьям наподобие Даниила Галицкого, который заключил союз с римским престолом и связывал будущее Галицко-Волынского княжества с союзом с западной Европой?

Уже предположения – размышление о том, была ли это для Александра Невского программа и тактические действия, которые, как он полагал, были необходимы в данном случае. Возможно, это была его программа, возможно, это было его убеждение. А, может быть, он так поступал, полагая, что в данном случае поступить иначе нельзя.

Источников, которые бы позволили ответить на этот вопрос, нет? Все только домыслы?

Это не домыслы, это предположения. Известно, что Александру Невского направлялись предложения со стороны папской курии римского престола. Он пытался склонить русских князей к унии с католическом. Но есть данные, подтверждающие, что Александр Невский пытался заключить династический союз с Норвегией, но он не состоялся. Фактов мало, но они есть. Важно, в какой именно контекст ставить эти факты. Тогда можно строить предположения.

Факты были выявлены в XIX веке и остаются хрестоматийными до нашего времени. Александр Невский вел успешную политику, западную и восточную. Благодаря западной политике, он оградил Русь от военной агрессии со стороны Швеции, со стороны ордена. Восточная политика имела последствием включение Руси в золотоордынскую протоимперию. В результате Русь стала одной из частей державы Золотой Орды.

С одной стороны, это привело к отрыву Руси от Западной Европы на долгие годы. Но, с другой стороны, это дало России возможность впоследствии, в XVI веке, стать наследницей Золотой Орды. Присоединение осколков Золотой орды в XVI веке – Казанского, Астраханского, Сибирского ханств – довольно простое в военном отношении позволило России стать крупнейшей державой мира.

Был ли, на ваш взгляд, у Александра Невского шанс сделать противоположный выбор – найти себе союзников на Западе, чтобы выступить против Орды и победить?

Я считаю, что такого шанса не было. Но обычно на заданный вами вопрос отвечают афоризмом: история не имеет сослагательного наклонения.

Как Александр Невский был канонизирован и почему вообще возник вопрос канонизации светского человека, который известен прежде всего как политик и военачальник?

Александр Невский был канонизирован не как политик, а как монах, как преподобный. Все его иконные изображения вплоть до начала XVIII века представляют его в монашеском виде.

Но из школьного курса мы знаем Александра Невского как князя и как светского человека. Когда он успел уйти в монастырь?

В монастырь он не уходил. Он принял монашеский постриг перед смертью. Когда в 1262 году он возвращался последний раз из Золотой Орды, в городце на Волге он почувствовал себя настолько плохо, что понял – смертный час близко, и принял постриг и схиму с именем Алексия. Именно как Александр Невский в иноках Алексий он и поминался, а потом и почитался православной церковью вплоть до перенесения его мощей в Петербург в 1723 году. Петру I понадобилось выпустить специальный указ, запрещающий изображать Александра Невского в монашеском изображении и предписывающий изображать его в великокняжеских одеждах.

Постриг перед смертью была обычная практика для русских князей. Почему Александр Невский был увековечен как монах, а не как светский деятель?

Я с вами не соглашусь. Для князей XII – начала XIII века это не было обычаем. Обычаем это стало позже, и то ему не всегда следовали. Можно сказать, что Александр Невский был одним из первых русских князей, кто принял перед смертью постриг. Даже в Киевской Руси были князья, которые уходили от мира, становились монахами. Их было мало, но они были. Но принять монашеский чин перед смертью – это было редкостью.

Почему Александр Невский принял такое решение и почему он был канонизирован?

Почему он принял постриг сказать трудно. Мы сталкиваемся, вероятно, с проявлением его мировоззрения. Тем более он принял постриг довольно далеко от своей столицы – от города Владимира, куда он направлялся. Мы не знаем, насколько осознанным было его решение, насколько он был в сознании, когда его постригли в монахи. Есть предположение, что он был отравлен в Золотой орде и его смерть стала последствием отравления.

Но несомненно то, что, когда тело Александра Невского привезли во Владимир, его погребение стало политической манифестацией. Тогда во Владимире пребывал киевский митрополит Кирилл. Большой резонанс получили его слова, которые он сказал при погребении Александра Невского: «Се закатилось солнце Земли суздальской». Потом это перефразировали, и в более поздних сочинениях повторяли так: «Се закатилось солнце земли русской».

Александр Невский был похоронен во Владимирском рождественском монастыре. Это было нарушением традиции погребения великих князей. Обычно их хоронили в кафедральном соборе. Александр Невский был единственным великим князем владимирским, который был похоронен не в кафедральном соборе, а в рождественском монастыре. Об этом монастыре, к сожалению, известно очень мало, хотя он был основан в конце XII века и продолжает существовать до настоящего времени. Кроме того, архив монастыря несколько раз горел и практически не сохранился до нашего времени.

Мы знаем только, что до XVI века этот монастырь считался самым первым и самым главным из всех русских монастырей. Только в середине XVI века самым первым стал считаться Троице-Сергиев монастырь. В начале XVIII века самым главным стала считаться Александро-Невская лавра. Хотя иногда называют и Троице-Сергиев монастырь. Во всяком случае Владимирский рождественский монастырь был отодвинут на третье место.

Митрополит Кирилл, который большую часть своего времени митрополичьего служения пребывал не в Киеве, разоренном и сожженном монгольскими войсками, а жил во Владимире. Судя по всему местом его пребывания был Рождественский монастырь. То, что князя Александра Невского похоронили там, может быть, было тогда важным для митрополита. Сразу же после этого, что тоже удивительно, было написано житие. Так называемая первоначальная редакция жития.

То есть еще до канонизации?

Термин канонизация появляется достаточно поздно. Певая русская канонизация состоялась в 1547 году. До этого это было церковное почитание, но формально оно не провозглашалось как канонизация. И в Византии, и на Руси святых почитали, и для этого не требовалось официальное заключение Собора. Почитание могло быть и без этого.

Но как люди понимали, что кто-то святой?

После смерти православного христианина над его погребением служат панихиды. По мере того, как появляется почитание – то есть происходят чудеса от его мощей – в какой-то момент вместо панихиды приходят церковные песнопения, сочиняются тропарь, кондак. Это уже церковное почитание. Чисто формально именно так можно определить, когда началось церковное почитание того или иного святого, и в частности того или иного князя. Мы знаем, что над погребениями древнерусских князей вплоть до XVI-XVII веков служили панихиды.

Когда мы видим, что над погребением какого-то древнерусского князя перестают служить панихиду, но появляется тропарь и кондак, мы можем говорить, что началось его церковное почитание. Память этого святого заносят в святцы. Святцы распространяются. Можно проследить, как ширится церковное почитание. Но что интересно в случае с Александром Невским – его житие было написано вскоре после его кончины.

Житие Александра Невского появилось вскоре после его кончины. Что в этом значимого сейчас?

На это неоднократно обращал внимание Дмитрий Сергеевич Лихачев, когда писал о первоначальной редакции жития Александра Невского. Автор жития пишет: «Я есть самовидец возраста его». Иными словами, он говорит, что он и современник, и знакомый Александра Невского. Он его знал. Знал самого князя еще при жизни. Это обстоятельство позволяет говорить, что житие было составлено вскоре после его кончины.

Надо сказать, что житие в первоначальном виде прославляло Александра Невского и как военачальника. Именно в житии появляется эпический рассказ, основанный на библейских текстах, о том, как проходила Невская битва, где появляются богатыри Александра Невского. Замечательный финский историк, филолог начала XX века Вильо Йоханнес Мансикка обратил внимание на то, что рассказы о богатырях Александра Невского перефразируют соответствующие библейские ветхозаветные тексты, в которых речь идет о битвах, о богатырях.

На самом деле, по житию Александра Невского невозможно реконструировать Невскую битву. Это текст, построенный на библейских источниках. Но что важно – с одной стороны, в житии рассказывается об Александре Невском как о воине, с другой стороны, подчеркивается его добровольное пострижение в монашество, его погребение в монастыре. Алесандр Невский прославляется как преподобный святой. Можно сказать, что в первой редакции жития Александра Невского мы наблюдаем соединение его княжеского, государственного, военного начала и начала, церковного, монашествующего.

Судя по всему, это житие было написано во Владимире на месте погребения Александра Невского. Дальше память об Александре Невском раздваивается: какая-то ее составляющая так и остается во Владимире, в Москве, Александра Невского московские князья почитают как своего непосредственного предка. Другая составляющая прослеживается в Новгороде начала XV-XVI веков. Там редактируется первоначальное житие Александра Невского и усиливаются его княжеское начало. В новгородских редакциях князь Александр Невский выступает, прежде всего, как политик и военачальник.

Почему это происходит – именно Новгород, именно XV-XVI века? Связано ли это с политическими событиями того времени, Новгород противостоял тогда Москве.

Конечно. Это несомненно связано с политическими устремлениями Новгорода XV века. Но есть, на мой взгляд, еще одно обстоятельство – в северо-восточной Руси Александра Невского почитали. Центр почитания был известен – Рождественский монастырь города Владимира, где пребывали его мощи, источающие чудеса. Именно в этом монастыре его почитали как преподобного, как святого монаха. Отсюда и особенность культа Александра Невского в северо-восточной Руси – почитание его прежде всего как преподобного.

В Новгороде такого культа, такого центра почитания не было. Зато была историческая память о подвигах Александра Невского и о подвигах новгородцев и об отстаивании новгородцами своих земель, своей независимости. Здесь Александр Невский выступает как предводитель новгородцев. Всероссийское почитание Александра Невского приходится на XVI век. Мы видим политическую волю московских великих князей и царей, конкретно – Ивана Грозного. Именно для Ивана Грозного Александр Невский был чрезвычайно важным историческим героем.

Как так, если в Новгороде его почитали как своего… и Иван Грозный, который осуществлял против новгородцев карательные экспедиции, тоже считал его своим?

Иван Грозный имел для этого все основания. Иван Грозный был прямым потомком Александра Невского. В царствование Ивана Грозного конфликты с новгородцами имели частный характер. Всерьез никто не рассматривал возможность того, что Новгород отсоединится от российского государства. Для XVI века эта проблема была уже неактуальной. Гораздо важнее для Ивана Грозного было стать царем и получить международное признание своего царского титула.

Уже к моменту его вокняжения стало очевидно, что запад императорский титул московского самодержца не признает. На этом обжегся отец Ивана Грозного – Василий III, политики которого добились, что император Священной Римской империи Максимилиан в своей грамоте назвал Василия III императором. Но как это прозвучало в одном документе, так в последующих этого титула уже не было. Стало очевидно, что запад не признает императорский титул за московскими великими князьями.

Политики Ивана Грозного обратились на восток, чтобы легитимировать царский титул через признание православных иерархов, патриархов православного востока, прежде всего константинопольского патриарха. Но в таком случае нужно было доказать, что московские великие князья имеют на это право. В качестве доказательств рассматривались два обстоятельств. Во-первых, надо было доказать, что Иван Грозный является потомком царей, самодержцев, могущественных владык прошлого. Во-вторых, показать, что в его роду были не только правители, но и признанные христианские святые.

Для этих целей Александр Невский как нельзя лучше подходил. То, что он был могущественным правителем, можно было доказать по летописи. То, что он был святым, доказывали житие, служба и сама практика почитания. Неслучайно когда Иван Грозный направлялся на покорение Казани в 1550 году, специально заехал в Рождественский монастырь и молился перед гробом своего святого предка – перед гробом Александра Невского. Это обстоятельство зафиксировали летописи и другие исторические сочинения.

Еще хотелось бы обсудить перенесение его мощей в Петербург и то, в связи с чем это решение было принято. Как развивался дальше его культ?

Мне кажется, здесь не все понятно. Это решение было неожиданным. Мы сейчас говорим об исторической политике. Все по-разному к этому относятся. Кто-то говорит, что ужасно, если история начинает использоваться в политических конструкциях и в политических играх. Другие говорят, что без этого не обходилось и раньше. В отношении Александра Невского мы можем сказать, что это был первый опыт исторической политики в чистом виде.

Петр Первый для аргументации своих действий на северо-западе, воюя со Швецией, обратился к образу Александра Невского, который на этих же землях воевал со шведами. Именно для этого в месте основания Петербурга была якобы найдена на точка, где произошла Невская битва. На самом деле, потом выяснили, что это случилось несколько километров далее. Но тем не менее существовала легенда, что на том месте, где был основан Александро-Невский монастырь, будущая Александро-Невская лавра, Александр Невский разбил шведов.

Не исключено, что эта легенда была специально распространена. Петр Первый использовал историю России первой половины XIII века, чтобы оправдать и подкрепить свои политические и военные действия первой половины XVIII века. От этого мы можем отсчитывать историческую политику в России.

Да. Точно также у нас использовали образ Александра Невского в годы Великой Отечественной войны.

Петр Первый задал этот вектор. Надо сказать, что, начиная с Петра Первого, мы можем говорить о всероссийском почитании Александра Невского и как святого, и как государственного деятеля.

Алексей Владимирович, спасибо вам большое. Я напомню, что в нашей студии сегодня был член-корреспондент Российской академии наук, директор петербургского института истории РАН Алексей Сиренов. Всего доброго, до свидания!

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

Фёдор Михайлович Достоевский и Малый Совнарком РСФСР

ГИМ полностью оцифрует свою коллекцию памятников культуры и искусства к 2025 году

100 лет Рижскому мирному договору: последствия и уроки

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Историки Алтая и Кыргызстана создали сайт о жизни Михаила Васильевича Фрунзе

Историки Алтая и Кыргызстана создали сайт о жизни Михаила Васильевича Фрунзе

В 2025 году исполняется 100 лет со дня смерти и 140 лет с даты рождения известного военачальника Михаила Васильевича Фрунзе.

 

В Якутске обсудили роль российских исследователей в освоении арктического пространства

В Якутске обсудили роль российских исследователей в освоении арктического пространства

26 октября 2024 года в Якутске на базе общеобразовательной школы № 10 имени Д.Г. Новопашина в рамках методической экспедиции «Инновации в образовании — мост в будущее» состоялась Российская научно-исследовательская конференция школьников «Великая Северная экспедиция: открывай страну!».

 

В Полярном прошла научно-практическая конференция, посвящённая 125-летию города

В Полярном прошла научно-практическая конференция, посвящённая 125-летию города

С 11 по 12 октября 2024 года состоялись «VII научные встречи в Полярном», организованные Городским историко-краеведческим музеем г. Полярного и отделением Российского исторического общества в Мурманской области.

Прокрутить наверх