История России богата именами тех, кто мог бы с полным правом произнести известную строчку — «мы биографию страны в свои анкеты записали». Один из них — прославленный сотрудник отечественных органов безопасности Анатолий Цветков, которому 6 июля нынешнего года исполнилось бы 100 лет.
На поколение Анатолия Исааковича выпало «вписать» в свои анкеты летопись Великой Отечественной войны. Её Анатолий Цветков прошёл от первого дня до последнего, от приграничного боя 22 июня сорок первого до автографа на Рейхстаге в мае сорок пятого…
Анатолий Цветков родился в Смоленске, в культурной и начитанной семье, отец был железнодорожником, мать — учительницей начальных классов. Неслучайно в школе у него хорошо шли математика и литература. Кроме этого Цветков активно увлекался разными видами спорта, играл в футбол, ходил на лыжах, метко стрелял. Его успехи были отмечены значками «Готов к труду и обороне» и «Ворошиловский стрелок».
Десятилетку окончил в 1940 году на отлично и летом того же года был призван в Пограничные войска НКВД СССР, а оттуда направлен в Московское военно-инженерное училище. Изучал минно-взрывное дело, возведение полевых сооружений, наведение переправ.
В 1941 году, по мере того как война неумолимо приближалась, из многих военных учебных заведений курсанты выпускались досрочно. В мае 1941-го покинул стены своего училища и Анатолий Цветков: в звании лейтенанта его направили на должность командира взвода в 95-ю стрелковую дивизию 5-й армии Киевского Особого военного округа.
Анатолий Исаакович рассказывал, что боевое крещение получил в первый же день войны в двадцати километрах от границы, у села Микуличи западнее Луцка, при ликвидации немецкого парашютного десанта. Гитлеровцы, переодетые в советскую военную форму, хотели нарушить коммуникации и перерезать линии связи. Десантников окружили, нескольких убили, остальных взяли в плен. Тот первый бой мог стать для Цветкова и последним — жизнь ему спас другой красноармеец, Иван Сытин, застреливший немецкого автоматчика.
А дальше было участие во всех ключевых сражениях Великой Отечественной. У стен Сталинграда — с августа 1942 года до февраля 1943-го. Именно под городом на Волге Анатолий Цветков получил свою первую боевую награду — медаль «За отвагу», во все времена особенно ценившуюся в армии.
Там же была и первая контузия, Цветков чудом выжил. Надо было заминировать противотанковыми минами подходы к центральной пристани Сталинграда, но началась сильнейшая бомбёжка — много позже об этом рассказывал сам Анатолий Исаакович. По его словам, он помнил вспышку, грохот и ничего больше… Его накрыло огромным валом земли, выброшенной из воронки. Боевые товарищи лишь случайно увидели ремешок от офицерской планшетки Цветкова, сорванной взрывом, и начали копать вокруг. Так они спасли своего командира.
Именно там у Цветкова родились поэтические строчки, которые он записал и сохранил:
Казалось, что горит вокруг земля И всё огонь прожорливый проглотит. Над Волгою стоит сплошная мгла, А нас осталось восемнадцать в роте. …Нет, не казалось, было наяву, И вспомнят нас грядущие потомки, Как мы здесь отстояли Волгу и Москву У самой волжской кромки. |
1943 год — Курская дуга, бои в районе Фатежа и Понырей. И снова контузия, временная потеря речи. Но затем, в начале июля 1943-го, участие в захвате и разоружении группы немцев, имевшей задание убить командующего Центрального фронта, легендарного Константина Рокоссовского.
1944 год — Анатолий Цветков участвует в форсировании Днепра севернее Киева, получает орден Красной Звезды, затем — бои в Польше, сражения за Люблин, освобождение узников гитлеровского концлагеря Майданек.
За участие в форсировании Вислы в районе Скурча и боях за плацдарм Цветков получил орден Отечественной войны II степени. Тогда же он был ранен, но, вылечившись, вернулся в строй, чтобы в 1945 году участвовать в Висло-Одерской операции и форсировании реки Одер в районе Геритца. Во время тех боёв Цветков стал очевидцем попытки немцев с помощью ракет Фау‑2 сорвать переправу советских войск. В районе Геритца Цветков вместе с другими противостоял немецким разведывательно-диверсионным группам. С группой бойцов спас экипаж самолёта 745-го бомбардировочного полка 16-й воздушной армии, подбитого немецкой зениткой. С 16 апреля 1945 года, уже возглавляя штаб отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона, участвовал во взятии Берлина. А 2 мая 1945-го в числе многих расписался на стене поверженного Рейхстага…
После окончания боевых действий до осени 1946 года Анатолий Цветков в органах военной контрразведки («Смерш») служил в Группе советских войск в Германии. Война уже прошла, но тишина была обманчивой: тогда вовсю орудовали подпольные группы нацистской боевой организации «Вервольф», которым противостояли советские военные контрразведчики. Впрочем, опасность исходила не только от недобитых гитлеровцев и их агентов. Под руководством Цветкова в ноябре 1945 года в районе города Котбус на востоке Германии была захвачена группа разведчиков польского эмигрантского правительства, снабжённая радиостанцией, шифрами, оружием и имевшая при себе большое количество золотых слитков.
Осенью 1946 года капитана Цветкова направили на учёбу в Военный институт МВД — МГБ имени Дзержинского. Окончив его в 1950 году с золотой медалью, Анатолий Цветков стал научным сотрудником научно-исследовательского отдела, а с 1954 года — и преподавателем института.
Начиная с 1961 года, Анатолий Цветков передавал свой оперативно-боевой опыт слушателям Высшей Краснознамённой школы КГБ имени Дзержинского (ныне — Академия ФСБ России), прошёл почти все должности — до начальника одного из факультетов. Преподавал в подмосковной Балашихе на легендарных Курсах усовершенствования офицерского состава (КУОС). Это сверхсекретное подразделение специального назначения КГБ СССР стало предтечей современного спецназа органов безопасности России. Четверть века Анатолий Исаакович отдал делу подготовки кадров для отечественной внешней разведки.
В разные годы Анатолий Цветков был награждён многими орденами и медалями, а также удостоился высшего отличия в КГБ — нагрудного знака «Почётный сотрудник госбезопасности».
Даже на склоне лет полковник в отставке Цветков, по воспоминаниям его коллег и учеников, удивлял их по-прежнему ясным, гибким аналитическим умом, помноженным на задор, которому могли бы позавидовать многие молодые люди. Его «рецепт» был такой:
«Главное — быть заряженным на работу, испытывать любовь к окружающим, видеть перед собой конкретную цель. И тогда обязательно, если не всё, то многое получится».
Он стал соавтором нескольких работ, опубликованных в разные годы. В их числе — книги о легендарном диверсанте, «профессоре русского спецназа» Илье Старинове, книга о Герое Советского Союза генерале армии Иване Масленникове, во многом благодаря которому пограничные войска НКВД СССР оказались способны не только достойно встретить удар гитлеровцев 22 июня 1941 года, но и нанести агрессору немалый урон.
Анатолия Цветкова не стало 29 ноября 2020 года. И то, что для знавших его людей это оказалось огромной потерей, — не фигура речи.
«Анатолий Исаакович был настоящим профессионалом: выдающимся учёным и крупным экспертом в области теории и практики борьбы с терроризмом и деятельности специальных служб в особых условиях. Анатолий Исаакович запомнится великим патриотом нашего Отечества»,
— написал тогда Директор Службы внешней разведки России, Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин в телеграмме соболезнования.
Светлая память об Анатолии Цветкове и безмерное уважение к его личности живы. И теперь те, кто имел счастье учиться у Анатолия Исааковича и работать с ним, расскажут молодёжи, что значит служить России и быть верным присяге.
Текст: Владимир Александров
Источник: Вестник «Воронцово поле» №2, за 2022 г.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School