Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Выставка, посвящённая жизни и творчеству первого иллюстратора Л.Н. Толстого

С декабря 2021 года в Государственном музее Л.Н. Толстого проходит выставка «Первый иллюстратор Л.Н. Толстого. 200 лет со дня рождения М.С. Башилова».

Художник Михаил Сергеевич Башилов (1821–1870) оставил яркий след в истории русской книжной графики. Середина XIX века — время бурного развития искусства иллюстрации. Графическое наследие М.С. Башилова позволяет говорить о нём как об одном из самых заметных иллюстраторов своего времени.

Самое значительное событие в творческой биографии художника — работа над иллюстрациями к роману «Война и мир». В начале 1866 года Л.Н. Толстой обратился к М.С. Башилову с предложением о сотрудничестве. Поводом к этому послужило не только личное знакомство и родственные связи (М.С. Башилов приходился двоюродным дядей по материнской линии С.А. Толстой — жене писателя), но и то, что художник к этому времени сумел стать одним из лучших московских иллюстраторов.

М.С. Башилов получил домашнее художественное образование в имении своего отца в Могилёвской губернии, в 1844 году окончил юридический факультет Харьковского университета. В университетские годы, познакомившись с искусством гравирования, он занимался художественным оформлением альманахов.

Вынужденный всю жизнь состоять на государственной службе в качестве чиновника, М.С. Башилов никогда не оставлял любимого дела — рисования, создавая портреты близких людей, поэтические малороссийские пейзажи, зарисовки крестьянских типов. С конца 1840-х годов он жил в Москве, служил в архиве Министерства иностранных дел и в качестве вольного слушателя посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где получил возможность не только заниматься, но и экспонировать свои работы. Огромное впечатление произвела на Башилова открывшаяся весной 1850 года в стенах Училища выставка П. А. Федотова, художника, оказавшего влияние на творческую манеру М.С. Башилова.

История печатания романа «Война и мир» складывалась непросто. Она началась в 1865 году с публикации начальных глав в журнале «Русский вестник» под заголовком «1805 год». В 1866 году Толстой решил издать роман отдельными книгами, но полностью осуществить этот замысел удалось только в 1869 году. Роман разрастался, требуя от автора титанической работы. Согласившись в 1866 году иллюстрировать роман, М.С. Башилов соприкоснулся с творческой лабораторией писателя. Из их переписки, продолжавшейся с апреля 1866 по май 1867 года, сохранились только письма Толстого. Они содержат бесценный материал — комментарий писателя, характеризующий героев «Войны и мира», их внешний облик и характеры.

Издание романа вышло тем не менее без иллюстраций. Медленно работали граверы, перенося рисунки М. С. Башилова на гравировальные доски, часть этих досок сгорела во время пожара в типографии. Пошатнувшееся здоровье самого художника не позволило продолжить работу с прежней интенсивностью. А кроме того, ещё в 1866 году, увидев работу М.С. Башилова «Крестьянин в беде» на выставке, писатель заметил в письме к жене, С.А. Толстой:

«Чего-то недостаёт Башилову как в жизни, так и в искусстве, — какого-то жизненного нерва».

Безусловно, разница в таланте, в «жизненном нерве» писателя и художника была.

Коллекция сохранившихся рисунков М. С. Башилова к роману «Война и мир» почти полностью хранится в Государственном музее Л. Н. Толстого: истончившиеся хрупкие листы первоначальных эскизов, к которым прикасалась рука писателя, гравюры, отпечатанные с гравировальных досок более 150 лет назад. Их близость, совпадение во времени с текстами Толстого вызывает ощущение особого трепета. Эти работы показаны на выставке.

С начала 1860-х годов М. С. Башилов принимал самое деятельное участие в работе Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а получив должность инспектора Училища живописи, ваяния и зодчества, до последних дней оставался на этом посту, отдавая работе все силы. Именно при нём Училище стало центром художественной жизни Москвы.

Современники вспоминают о художнике удивительно тепло. Огромного роста, обладавший громким густым голосом, весёлый и остроумный, он был удивительно мягок и добр, чуток к искусству, деликатен и внимателен к людям. В семье Берсов М.С. Башилов получил шуточное прозвище М. Пикколо, ставшее одним из его псевдонимов.

Материалы, связанные с жизнью и творчеством М.С. Башилова, хранятся в архивах и музеях Москвы, Киева, Петербурга.

В выставке приняли участие Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственная публичная историческая библиотека России, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Выставка продолжит работу до 03 апреля 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Государственного музея Л.Н. Толстого

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №4/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В правительстве Пензенской области представили издания по истории региона

В правительстве Пензенской области представили издания по истории региона

4 февраля 2025 года в здании правительства Пензенской области состоялась презентация книг по истории Пензы и Пензенского края.

 

Круглый стол к 125-летию со дня рождения маршала В.И. Чуйкова прошёл в Донецке

Круглый стол к 125-летию со дня рождения маршала В.И. Чуйкова прошёл в Донецке

31 января 2025 года на историческом факультете Донецкого государственного университета представители отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике провели круглый стол, посвящённый памяти выдающегося военачальника, дважды Героя Советского Союза, маршала Василия Ивановича Чуйкова.

 

Историки Смоленской области обсудили планы работы регионального отделения РИО

Историки Смоленской области обсудили планы работы регионального отделения РИО

5 февраля 2025 года в Смоленске состоялось расширенное заседание Совета отделения Российского исторического общества в Смоленской области.

Прокрутить наверх