Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка, посвящённая Москве 1801–1825 годов

31 мая 2022 года в музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка, посвящённая Москве 1801–1825 годов. В экспозиции — экспонаты, свидетельствующие о размеренном быте «допожарной» Москвы, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города.

«Выставка продолжает важную для исследовательской и экспозиционной деятельности музея историческую тему, она знакомит посетителей с неповторимым внешним обликом Москвы, патриархальным бытом её жителей, культурной атмосферой того времени,

 — рассказывает генеральный директор Государственного историко-архитектурного,
художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.


«Этот период особенно важен был и для Царицына, когда обновлялся наш пейзажный парк: появились павильоны “Миловида” и “Нерастанкино”, гротесковые мосты. Так Царицыно в начале XIX века из недостроенной императорской усадьбы стало популярным у москвичей местом для прогулок».

История любого города — это история его жителей. Один из первых залов экспозиции посвящён известным политическим деятелям, оставившим в конце XVIII века госслужбу в Санкт-Петербурге и удалившимся на покой в Москву. Этих удивительных людей иронично называли «московскими бессмертными», но они продолжали играть важную роль в обществе, к их мнению прислушивались и с ними чаще обычного соглашались. На выставке можно увидеть портретную галерею сановников в отставке: ближайшего сподвижника Екатерины II, графа Алексея Орлова-Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих, кто вершил судьбы страны в прошлом.

В первой четверти XIX века Москва поражала гостей размерами (она была больше Парижа!) и невероятными, парадоксальными видами. Рядом с дворцами стояли избы, розарии соседствовали с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с охотой на медведя. Столичного лоска город был лишён. Большинство улиц не были замощены и летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. Глинистая почва способствовала возникновению локальных болот — исключительно топких участков, не просыхавших в жару даже под стенами Кремля. Помимо них в Москве было множество чистых рек, ручьёв и прудов, где москвичи стирались, купались и ловили рыбу в любую погоду.

В мае 1812 года московским генерал-губернатором был назначен граф Фёдор Ростопчин, которому почти сразу удалось расположить к себе москвичей. Когда наступление наполеоновских войск на Москву стало неизбежным, Растопчин старательно поддерживал дух горожан — в частности, издавал патриотические объявления, которые вывешивали в людных местах и разносили по домам наподобие театральных афиш. «Ростопчинские афиши» были написаны на простом языке — прочитать их могли каждый обученный грамоте москвич. В экспозиции таких афиш несколько — и все они из коллекции Государственного исторического музея. Также на выставке можно увидеть знаменитое полотно Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», на время перевезённую из Государственной Третьяковской галереи в «Царицыно».

«На мой взгляд, главное место в экспозиции занимают живописные работы известного художника Фёдора Алексеева, дающие нам представление об удивительном образе “допожарной” Москвы», 

— считает историк и куратор выставки Александр Валькович.


«Самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов, среди которых литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. Именно их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь».

Главные герои заключительной части выставки — это Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы, поднимавшие город из пепла. Москва до пожара и после — два разных города. В первом осталась милая сердцу патриархальность, во втором появились мощёные улицы и архитектурные шедевры, выведшие Москву в ряды первых европейских городов.

Выставка продолжит работу до 31 июля 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта музея-заповедника «Царицыно»

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №2/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Омске издали книгу «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»

В Омске издали книгу «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»

В Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки А.С. Пушкина прошла презентация книги «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер».

 

В Сыктывкаре состоялся Международный симпозиум по исторической демографии

В Сыктывкаре состоялся Международный симпозиум по исторической демографии

С 3 по 6 июля 2024 года в Сыктывкаре на площадке Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН состоялся XII Международный симпозиум по исторической демографии.

 

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой»

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой»

В Белгородском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой». Экспозиция, посвящённая 315-летию Полтавской битвы, подготовлена при поддержке отделения Российского исторического общества в Белгородской области.

Прокрутить наверх