19 февраля 2022 года в доме-музее М. Ю. Лермонтова открылась выставка «Диалоги дендизма», посвящённая явлению, которое нашло отражение во многих сферах жизни Англии, чуть позже — Франции, а затем оказало серьёзное влияние на культуру России.
Дендизм стал настоящей философией, сочетавшей в себе минимализм и эксцентричность и определявшей облик, манеру поведения, стиль речи, интеллектуальные интересы революционеров моды XIX века.
Дендизм полностью изменил взгляд на мужской гардероб и моду, влиял на повседневную жизнь, становился платформой для диалога моды и литературы и, в частности, диалога писателей Англии, Франции и России. «Золотой век» дендизма приходится на XIX век, именно в это время зарождается и активно развивается новый культурный тип — денди.
Каким мы представляем Онегина, когда читаем, что он «Как dandy лондонский одет»? Модник, щёголь, франт или эксцентрично одетый и вызывающе ведущий себя молодой человек?
При этом дендизм проявлялся не только в одежде и стиле поведения, но и выражал общественную позицию аристократии, реакцию на усиление буржуазии: появление денди было напрямую связано с идеей эстетического неравенства людей. Такая «многофункциональность», разноплановость денди породила разнообразные и порой противоречивые варианты его образа в литературе и изобразительном искусстве.
Дендизм тесно связан с литературной традицией. Именно в литературе это явление нашло широкое отражение. Дж. Г. Байрон, О. Уайльд, О. де Бальзак, Стендаль, А.С. Пушкин, И.А. Гончаров и многие другие писатели отдали дань дендистскому стилю поведения и наделяли своих героев качествами денди.
Цель выставки — рассказать о дендизме как явлении культуры и наглядно показать сходство и различия дендизма в Англии, Франции и России. Пространство выставки поделено по географическому принципу на два зала: Европа (Англия и Франция) и Россия.
В первом зале посетители узнают о возникновении дендизма в Англии, познакомятся с английскими и французским трактатами о дендизме и романами, в которых фигурируют денди; а также смогут изучить детали гардероба и особенности поведения истинного денди на инсталляциях, подготовленных художниками ГМИРЛИ имени В. И. Даля.
Второй зал посвящён российским денди, литераторам и их героям. Как денди использовали лорнет? Для чего светскому льву пара часов? Зачем коллекционировали табакерки? Экспонаты выставки расскажут о том, как денди следил за своей внешностью, какими аксессуарами пользовался в повседневной жизни. Провести параллели между писателем и персонажем помогут работы отечественных иллюстраторов В.В. Гельмерсена и Л. Е. Фейнберга.
На выставке представлены иллюстрации, книги, произведения декоративно-прикладного искусства из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Всероссийской библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино и частных собраний.
Выставка продолжит работу до 05 мая 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School