В Государственном центральном музее современной истории России открылась выставка, посвящённая 100-летию Русского исхода из Крыма. Ее озаглавили строкой из песни Александра Вертинского «То, что я должен сказать…», посвящённой московским юнкерам, погибшим при столкновении с большевиками.
На примере двух судеб — артиста Вертинского и белого генерала Якова Слащёва —экспозиция рассказывает о событиях трагического противостояния столетней давности.
«Для нас особенно важно, что эта выставка открывается накануне Дня народного единства. Ведь мы ни в коем случае не должны забывать кровавый и страшный урок 100-летней давности: никакие политические идеи, никакие преобразования, сколь бы привлекательными и важными они не казались, не могут оправдать насилия и террора, унижения личности и человеческого достоинства, попрания базовых прав и свобод. Регулярно напоминать об этом необходимо для того, чтобы в подобная катастрофа в нашей истории никогда больше не повторилась»,
– сказала в ходе открытия выставки генеральный директор музея,
член Совета Российского исторического общества Ирина Великанова.
На фото: Ирина Великанова, Константин Могилевский
На выставке представлены уникальные документы и артефакты из фондов ведущих федеральных музеев, архивов, а также частных собраний. Все они в деталях реконструируют события ноября 1920-го.
«К сожалению, мы должны констатировать, что на сегодняшний день, сто лет спустя, не до конца преодолены последствия той Гражданской войны в нашем обществе. Дискуссии, в том числе в сети, вызывают вопросы, связанные с обсуждением тех или иных аспектов Гражданской войны. Что в этой ситуации могут сделать историки, архивисты, работники музеев? Рассказывать правду на основании документов, демонстрировать подлинные вещи. Рассчитываем, что такой вдумчивый, взвешенный, сбалансированный подход к истории с равным уважением ко всем участникам тех событий, при понимании того, что и с той, и с другой стороны были герои и преступники, способен дать нам возможность преодолеть со временем окончательно последствия той трагедии, которая постигла наше общество»,
– отметил в свою очередь председатель Правления Российского исторического общества,
исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.
В числе представленных на выставке документов: телеграмма Ленина Сталину – о необходимости овладения Крымом, листовки с обращением Врангеля к населению юга России с просьбой о поддержке. А также свидетельства основного штурма Перекопа подразделениями Михаила Фрунзе и личный приказ военачальника – щадить белых, сдающихся в плен.
«Я очень рад, что архивные документы находят все большее место в рамках выставок, привлекают к себе все большее внимание. Надеюсь, что выставка, посвящённая теме раскола российского социума, теме кровавого гражданского противостояния, тем не менее послужит врачеванием этой раны, которая в общественном сознании России живет уже сто лет. Если у нас и есть возможность преодолеть это противостояние – то только языком культуры, языком науки, языком архивного документа, который запечатлел всю правду об историческом прошлом»,
– подчеркнул научный руководитель Российского государственного архива
социально-политической истории Андрей Сорокин.
Связующей нитью сюжетов экспозиции стала история двух, на первый взгляд, непохожих друг на друга людей: известного артиста Вертинского и «грозы красных» «Яшки-генерала» Слащёва. Они познакомились весной 1919 года в Одессе, когда Вертинский исполнил по просьбе Якова Слащёва одну из своих песен. Волею судьбы Слащёв и Вертинский позже встретились в Крыму, который ещё удерживал натиск красных. Говорят, Слащёв приезжал к Вертинскому в Севастополь и просил его спеть. Их судьбы похожи: оба – эмигрировали, и оба – вернулись в конечном счете в Советский Союз. Слащёв, например, даже стал инструктором офицерских курсов.
Среди вещей Вертинского, представленных на выставке, – его стол, сценический костюм и одна из афиш, где он предстаёт в известном образе – грустного Пьеро. Кроме того, посетители могут увидеть письмо артиста, написанное в 1943 году наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову с просьбой о возвращении на родину.
«Крым был сосредоточением всех культурных слоёв населения России, там в 20-е годы были поэты, художники, артисты – цвет нации. Самая большая трагедия нашей страны и нашего общества – это Гражданская война. Русский исход – это сотни тысяч граждан, которые ушли на чужбину, кто-то вернулся…»
– отметила куратор выставки Лариса Назарова.
4 ноября 2020 года музей современной истории россии
SD0A9804.jpg
SD0A9807.jpg
SD0A9815.jpg
SD0A9816.jpg
SD0A9828.jpg
SD0A9829.jpg
SD0A9831.jpg
SD0A0083.jpg
SD0A0109.jpg
SD0A9889.jpg
SD0A9903.jpg
SD0A9961.jpg
SD0A9999.jpg
В числе экспонатов – также знамя лейб-гвардии Финляндского полка, увезённое Слащёвым в эмиграцию на ледоколе «Илья Муромец» и возвращённое в Россию его однополчанином. Кроме того, посетители могут увидеть тот самый Андреевский флаг, под которым Русская эскадра уходила из Крыма на чужбину. Ныне он хранится в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
«Всего было 146 тысяч человек, не считая команды кораблей. Это была трагедия людей, которые покидали Россию, и трагедия тех, кто оставался, потому что потом начался террор. Но тогда началась и другая великая трагедия русского народа – началось его разделение. Президент в своём выступлении говорил, что русский народ – это самый разделенный народ в Европе. И это действительно так»,
– сказал в ходе церемонии открытия экспозиции
директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына,
член Совета Российского исторического общества Виктор Москвин.
Представленные на выставке экспонаты и документы дополняют кадры из кинофильмов «Служили два товарища», «Бег», «Солнечный удар», рассказывающих о трагических событиях российской истории в начале ХХ века. Экспозиция в Музее современной истории России будет открыта до 20 декабря 2020 года.
Текст: Анна Хрусталёва
Президент РФ осмотрел Музей археологии Чудова монастыря
«Александр III Миротворец». Виртуальный проект к выставке ГИМ
История в зданиях. Отделение Российского исторического общества в Калуге
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В начале ноября 2024 года на территории Богоявленского собора состоялось перезахоронение останков жителей и служилых людей Орловского крепости XVI-XVII веков, обнаруженных во время проведения археологических работ в Орле. Местом захоронения выбрана территория храма со стороны Парка «Орловская крепость».