В сборник «Археологические открытия–2018» вошли 227 статей, которые освещают результаты археологических работ сезона 2018 г. на памятниках всех эпох, на всей территории России и за рубежом.
Полный текст ежегодника можно загрузить в электронной библиотеке ИА РАН.
В частности, Х.А. Амирханов с соавторами пишет о работах на стоянках Мухкай 1 и 2 в Дагестане. Оба памятника датируются временем примерно от 1 до 0,8 млн л.н. и важны для решения проблемы перехода от эпохи олдована к ашелю. Среди находок – чопперы, типичные для олдована. Другие орудия, с двухсторонней обработкой, показывают, что мастера, жившие на стоянке, теоретически могли создавать рубила ашельских форм, но при этом ни одного такого орудия археологи не нашли. Статья получила название «Раскопки памятников раннего плейстоцена в Центральном Дагестане».
В.В. Питулько в статье «Работы на Янском комплексе стоянок» рассказывает о работах на стоянке Яна-В в якутском Заполярье, которая датируется возрастом 27–29 тыс. радиоуглеродных л.н. Там, в частности, открыты остатки очага, возле которого находилась каменная наковальня. Рядом обнаружены многочисленные артефакты, которые связаны с производством и ремонтом охотничьего вооружения.
В статье «Раскопки поселения Доброе 9» А.А. Куличков с коллегами отчитываются об открытии первого памятника неолитической среднедонской культуры со стратиграфически однородным, несмешанным слоем – поселения Доброе 9. Авторы раскопок использовали трёхмерную фиксацию, впервые в Верхнем Подонье провели археозоологические исследования, а также получили радиоуглеродную дату для культурного слоя.
Коллектив исследователей во главе с В.И. Молодиным сообщает о раскопках на памятниках Усть-Тартас 1 и 2, Тартас 1 в Новосибирской области. На первом из них исследовали «рыбные ямы» барабинской неолитической и одиновской культуры бронзового века, а также культовый комплекс эпохи раннего неолита. На памятнике Усть-Тартас 2 изучали материалы усть-тартасской и одиновской культур, кроме того, открыт ранее не известный могильник. На памятнике Тартас 1 доисследовали неолитическую яму для квашения рыбы, погребения андроновской культуры и ритуальных объектов – пахомовской. Название статьи – «Работы Института археологии и этнографии СО РАН в Барабинской лесостепи в Новосибирской области».
Группа исследователей во главе с Е.М. Колпаковым в статье «Кольская археологическая экспедиция» вводит в научный оборот материалы раскопок и разведок на Кольском полуострове. В частности, они описывают остатки жилища на побережье пролива Семиостровский рейд, которое, судя по радиоуглеродным датам, оказалось самым ранним в культуре гресбакен (конец неолита – начало бронзового века). Среди других примечательных находок – орудия из раскопа на острове Каменный, на комплексе канозерских петроглифов: кинжал, наконечники стрел и тесло. Все они, по предварительным данным, сделаны из южношведского камня, скорее всего, не имели утилитарного значения и датируются II тыс. до н.э.
В статье «Раскопки поселений майкопской культуры в Краснодарском крае» А.И. Юдин с соавторами рассказывают, в частности, о редкой находке на поселении Чекон, памятнике майкопско-новосвободненской общности. Это керамическая орнаментированная статуэтка, которая изображает женское божество. Аналогии фигурки происходят из трипольской культуры.
Т.Н. Собольникова и А.В. Кузина в статье «Спасательные археологические раскопки в Берёзовском районе ХМАО–Югры в 2017–2018 гг.» пишут о погребально-ритуальном комплексе раннего железного века, открытом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Он раскопан на поселении Няксимволь 2, состоял из кострища и 15 погребений. Среди находок выделяются железный кинжал с раздвоенным навершием, антропоморфная бронзовая подвеска, бронзовая плакетка с изображением двух фигур, опирающихся на трость или меч, а также серебряная подвеска в виде оленя.
Л.С. Воротинская и А.И. Дробушевский в статье «Археологические исследования на западе Курской области» сообщают об открытии первого на территории России памятника латенизированного круга. Это поселение Марково 3, которое авторы раскопок относят к памятникам зарубинецкого круга типа Харьевка. Среди маркеров – фрагменты лепных лощеных сосудов: с расчесами и выпуклыми валиками, граненые венчики, фрагменты ручек. Кроме того, встречалась хроповатая керамика, в том числе один фрагмент стенки с четкой границей хроповатой и лощеной поверхности.
П.Г. Гайдуков с коллегами в статье «Исследования Новгородской экспедиции ИА РАН» рассказывает о шести раскопах в Великом Новгороде. Среди выделяющихся находок – деревянная цера, золотой квадрифолий-реликварий с перегородчатой эмалью, уникальная печать княжеской сотни.
В сборнике также опубликована статистика по открытым листам: в 2018 г. поступило 3145 заявок на открытые листы, 285 из них были отклонены (9%). Министерство культуры РФ выдало 2768 листов. К моменту выхода сборника исследователи сдали 2119 отчётов о работах в 2018 г., вернули, как неиспользованные, 184 разрешения.
На основании материала сайта Института археологии РАН.
Война. Революция. Исход. Взгляд через окно семейной истории
«Повседневные документы ленинградцев периода войны и блокады. 1941 – 1945»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Представители Совета регионального отделения Российского исторического общества в Орловской области — директор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Павел Меркулов и заместитель директора Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Виктор Ливцов стали участниками XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее русского мира».
Пётр I, начав строительство новой столицы на берегах Балтики, преследовал прежде всего две задачи: лишить влияния московское боярство и окончательно застолбить территории, которые издавна переходили от шведов к русским и наоборот.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].