5 марта 1946 года Уинстон Черчилль, находясь в США как частное лицо, произнёс в Вестминстерском колледже города Фултона (штат Миссури) свою знаменитую речь, оказавшую сильнейшее влияние на Соединённые Штаты и Западную Европу и во многом предопределившую дальнейший ход исторических событий.
В своей речи Уинстон Черчилль выдвинул тезис об угрозе ещё одной всеобщей войны и «тирании» со стороны СССР, а также «напугал» грядущими бедствиями и неизбежным «железным занавесом», опущенным Советами на Европу. Этот термин оратор позаимствовал из передовицы Геббельса в газете «Дас Рейх» от 25.02.1945 года. По мнению британского политика, новый военно-политический альянс США и Великобритании должен был обеспечить им подавляющее превосходство над СССР. Отечественные историки сходятся во мнении, что Фултонская речь ознаменовала собой начало «холодной войны» бывших союзников против СССР.
В своей речи Уинстон Черчилль безапелляционно заявлял о необходимости противостояния коммунистическому блоку:
«Сегодня на сцену послевоенной жизни, ещё совсем недавно сиявшую в ярком свете союзнической победы, легла чёрная тень. Никто не может сказать, чего можно ожидать в ближайшем будущем от Советской России и руководимого ею международного коммунистического сообщества и каковы пределы, если они вообще существуют, их экспансионистских устремлений и настойчивых стараний обратить весь мир в свою веру».
Экс-глава британского правительства превозносил роль США и их значимость в мировой истории. Он также выдвинул идею создания англо-американского союза, способного противостоять «советской тирании»:
«Соединённые Штаты Америки находятся сегодня на вершине могущества, являясь самой мощной в мире державой, и это можно расценить как своего рода испытательный момент для американской демократии, ибо превосходство в силе означает и огромную ответственность перед будущим».
«Общаясь в годы войны с нашими русскими друзьями и союзниками, я пришёл к выводу, что больше всего они восхищаются силой и меньше всего уважают слабость, в особенности военную. Поэтому мы должны отказаться от изжившей себя доктрины равновесия сил, или, как её ещё называют, доктрины политического равновесия между государствами»,
— отметил он.
Слова Уинстона Черчилля, по сути призывавшего к открытой конфронтации с Москвой, произвели на Западе эффект информационной бомбы и оказали огромное влияние на формирование мышления политической элиты стран-союзников. Даже президенту США Гарри Трумэну пришлось оправдываться за резкий тон единомышленника: далеко не все американцы оценили усилия Черчилля по созданию англо-американской гегемонии.
Фултонская речь по праву считается самым ярким выступлением Уинстона Черчилля. В ней впервые прозвучали такие выражения, как «особые отношения», «железный занавес» и «мускулы мира». Речь Черчилля в Фултоне произвела колоссальное влияние на ход мировой истории и дальнейшую политику США и Западной Европы.
В Советском Союзе быстро стало известно о выступлении недавнего союзника по антигитлеровской коалиции. Естественно, о нём сразу доложили Иосифу Сталину и Вячеславу Молотову. Уже на следующий день им на стол лёг подробный перевод Фултонской речи. Через неделю вышло большое интервью Иосифа Сталина в газете «Правда», в котором он подробно отвечал на все выпады, сделанные в сторону СССР.
«Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира»,
— говорилось в интервью.
Текст: Дарья Денисова
По материалам сайтов Хронос и Российского исторического общества
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School