В городе Гороховце Владимирской области экспедиция Института археологии РАН провела исследование древнерусского могильника на Пужаловой горе, одного из редких и малоизученных погребальных памятников, характеризующих культурную ситуацию на восточных рубежах Владимиро-Суздальской земли в XII – начале XIII в. и средневековое освоение низовьев Клязьмы. В ходе раскопок, осуществлявшихся в связи с благоустройством Городского парка культуры и отдыха, на территории которого ныне находится средневековый могильник, изучено 24 погребения, часть которых содержала украшения и детали костюма. Материалы раскопок представляют исключительный интерес для прояснения начальной истории одного из малых городов Северо-Восточной Руси и особенностей древнерусской культуры на периферии восточнославянского расселения XII–XIII вв.
Гороховецкий могильник среди курганных древностей Северо-Восточной Руси выделяет два обстоятельства. Во-первых, это один из самых восточных курганных могильников древнерусского ареала. Во-вторых, это один из редких случаев прекрасной сохранности курганных насыпей, составляющих единый ансамбль в черте современного города. На высоком коренном берегу Клязьмы в настоящий момент насчитывается 105 земляных насыпей. Могильник, наряду с городищем, расположенном рядом на коренном берегу, и неукреплённым посадом – у его подножия, составлял единое целое средневекового города.
Могильник на Пужаловой горе известен археологам с середины XX в. Раскопки здесь ранее приводились трижды: в 1956 г., 1976 г. и 2015 г., каждый раз исследовалось по два кургана. Первым исследователем могильника был В.В. Седов, один из известнейших специалистов по славяно-русской археологии второй половины XX в. Раскопки ставили задачу получить данные о погребальном обряде и времени совершения захоронений. Под курганами были выявлены ингумации в могильных ямах с западной ориентировкой, без украшений и бытовых вещей. Характер погребального обряда указывал, что погребения могли быть произведены в XII – начале XIII в. (когда, под влиянием христианских норм, металлические украшения уже редко помещались в погребения), однако более точных оснований для определения хронологии некрополя получить не удалось. Археологи отказались от продолжения раскопок, чтобы сохранить уникальный исторический ландшафт с курганными насыпями, утраченный вблизи большинства других старых городов. Детальный план курганного могильника, снятый в 2015 г., стал основой для постановки на охрану этой территории.
Благоустройство парка весной 2020 г., сопровождавшееся археологическими наблюдениями на общей площади около 1000 кв.м., неожиданно дало возможность провести самые масштабные исследования памятника. Выявленные погребения располагались под существующими дорожками парка и не имели внешних признаков на современной поверхности.
Все исследованные захоронения находились в прямоугольных ямах, на дне которых располагался костяк погребённого, ориентированный головой на запад. Руки сложены на груди или в районе живота. Захоронения совершались в деревянных гробах, о чём свидетельствуют прослеженные следы древесного тлена на дне могильных ям и железные гвозди, связанные с этими прослойками. Часть погребений находилась под курганными насыпями, которые ранее были полностью снивелированы при устройстве парка, однако часть из них представляла собой грунтовые могилы, которые не были отмечены курганами.
В ходе работ прослежена интересная особенность в планиграфическом расположении могильных ям. Большинство погребений (16 из 24 исследованных) образуют небольшие группы, состоящие из двух или трёх захоронений, расположенных рядом друг с другом. При этом сами группы разделены друг от друга большим пространством. Парные захоронения прослежены и в пределах курганов. Очевидно, подобное расположение указывает на родственные связи погребённых.
Мужские погребения не содержали находок, за исключением металлических пуговок в двух захоронениях. В пяти женских погребениях найдены височные кольца, в одном из них – два плетёных перстня и браслет, изготовленные из цветного металла. В одном из детских погребений в районе шеи расчищено ожерелье, в состав которого входили подвеска-лунница и несколько стеклянных бусин. Большинство украшений датируется серединой XII – началом XIII в. Эти артефакты, обычные для могильников и поселений центральных районов Северо-Восточной Руси, – первые вещевые находки, сделанные при археологическом исследовании могильника на Пужаловой горе. Дальнейшее исследование украшений и радиоуглеродное датирование костных останков в будущем, возможно, позволит уточнить датировку.
Курганный обряд в древности и средневековье был известен многим народам, однако невысокие округлые земляные насыпи X–XII вв. на Русской равнине традиционно рассматриваются в археологии как маркеры восточнославянского расселения. Во второй половине XII в., традиция сооружения курганов прекращает своё существование во многих регионах, в том числе в центре Северо-Восточной Руси, в округе Суздаля и Владимира. Древнерусские насельники Гороховца начали возводить курганы на Пужаловой горе, в тот период, когда он уже перестал быть нормой в старых очагах восточнославянского расселения. Однако на периферии Владимиро-Суздальской земли, на территориях, осваивавшихся древнерусским населением в середине – второй половине XII в., этот обряд, создававший на новых землях традиционные исторические формы некрополей, мог иметь особое символическое значение. Важно, что на Пужаловой горе совершались как подкурганные, так и бескурганные погребения. Более подробное изучение находок и радиоуглеродное датирование, возможно, прояснят хронологическое соотношение этих двух групп захоронений, дадут ответ на вопрос, связано ли появление грунтовых погребений с изживанием курганного обряда или с изначальным разнообразием обрядовых и культурных норм.
Могильник на Пужаловой горе должен быть сохранен как важнейший элемент исторического ландшафта Гороховца, документирующий начальные этапы становления этого города и представляющий в современной городской среде почти в первозданном виде восточнославянские погребальные памятники, сочетающие в себе языческие и христианские традиции. Раскопки, проведённые здесь весной 2020 г. – позитивный опыт сотрудничества Института археологии РАН, Инспекции по охране памятников Владимирской области и Администрации Гороховецкого района при благоустройстве исторических городов, позволяющий раскрыть потенциал археологического наследия не только для академической науки, но и для актуализации картины исторического прошлого малых городов.
Текст: С.И. Милованов, Н.А. Макаров, А.Н. Щапов
Источник: www.archaeolog.ru
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School