На Youtube-канале Института восточных рукописей Российской академии наук размещен фильм, посвящённый «сокровищам» Азиатского музея.
Напомним, недавно мы рассказывали, что свой Youtube-канал запустил Институт российской истории РАН. Всем желающим будут доступны лекции сотрудников о проводимых исследованиях, а также видеозаписи конференций.
На сайте ИВР РАН приводится подробное описание истории становления и развития Института – от Азиатского музея до наших дней.
Отмечается, что в конце XVII в. необходимость знать языки и обычаи соседних стран Востока создала потребность в материальной базе для подготовки тех, кто непосредственно работал в области отношений России со странами Востока. Начинается собирание книг на восточных языках, предметов культа и быта стран Востока. Книги покупают и привозят дипломаты и купцы, книги дарят царскому двору послы из стран Востока. К началу ХVIII в. возникла потребность в формировании специальной библиотеки книг на восточных языках для нужд и интересов специалистов и государства.
Первым государственным учреждением, в котором были собраны книги, в том числе рукописные и старопечатные (ксилографы и литографии) на восточных языках, стала с 1714 г. Кунсткамера Петра Великого. Неоднократно в течение всего ХVIII в. двор предписывал дипломатам, торговым агентам, российским представительствам за рубежом покупать книги на восточных языках. В 1724 г., когда библиотека Кунсткамеры была соединена с Библиотекой Академии наук, книги «на восточных языках писанные» стали частью собрания академической библиотеки.
Начало Институту восточных рукописей РАН было положено образованием в составе Академии в ноябре 1818 г. Азиатского музея. Академия наук предполагала купить коллекцию мусульманских рукописей у французского консула в Алеппо и Триполи Ж.-Л. Руссо, родственника знаменитого Жан-Жака Руссо. Это было сделано в два приема в 1819 и 1825 гг. За 51 тысячу франков было куплено 700 рукописных книг. Президент Академии наук граф Сергей Уваров, который до этого разработал «Проект Восточной Академии», в преддверии этих покупок обратился 11 (23) ноября и 15 (27) ноября 1818 г. в Комитет Правления Академии с письмами об образовании в составе академии Восточного кабинета: «В Музее Императорской Академии Наук доселе находилось немало книг и рукописей восточных, а ожидаемым теперь из Марсели, купленным им для сей Академии с высочайшего соизволения у г. Руссо собранием сия часть значительно приумножится… По случаю чего представлял я г. Министру Духовных дел и Народного просвещения о необходимости устроить при Кунсткамере Академии особое отделение для медалей, рукописей и книг восточных». В помещении Кунсткамеры для специального хранения восточных рукописей и книг была выделена и отремонтирована комната. Новое подразделение Академии стало именоваться Азиатским музеем. Он «был открыт всем желающим для научных занятий без всяких формальностей».
Спустя год, в ноябре 1819 г., первый директор Азиатского музея академик Х. Д. Френ опубликовал годовой отчет о работе АМ в газете «Санкт-Петербургские ведомости». В 1849 г. появляется на французском языке журнал Азиатского музея «Азиатские заметки» (Меланж азиатик). Азиатский музей стал единым государственным центром хранения и изучения восточных рукописей, гарантировал их сохранность и пользование ими для научных и практических целей. Наряду с Казанским университетом он стал вторым востоковедным центром России. Так было до открытия в 1855 г. в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков. Азиатский музей обслуживал российскую и зарубежную науку как специализированное учреждение. Рукописи читали не только ученые и практики-востоковеды Санкт-Петербурга, но по существующему в то время порядку их высылали для научной работы учёным во внутренние губернии России, а также за границу. Так музей выполнял извечную евразийскую задачу России быть мостом между Востоком и Западом. После начала практики международных конгрессов востоковедов (первый в 1873 г. в Париже, второй в 1874 г. в Лондоне) третий в 1876 г. прошел в Санкт-Петербурге при участии Азиатского музея.
По постановлению правления Академии наук от 1861 г. Азиатский музей был перемещён из Кунсткамеры (Университетская набережная, д. 3) в комплекс академических зданий по Университетской наб., д. 5., в угловое помещение первого этажа, окна которого выходили в Таможенный переулок и Биржевой сад. Позже, после переезда Библиотеки Академии в новое здание, Азиатский музей был размещен в особняке по адресу Тифлисская ул., д. 1. Коллекции Азиатского музея непрерывно пополнялись, к 1917 г. он становится одним из крупнейших в мире специализированных собраний рукописной и старопечатной книги стран Востока, подлинной сокровищницей культур народов Востока на берегах Невы.
После Октябрьской революции, в двадцатых годах, как сказано в докладе Коллегии по проверке аппарата Академии наук от августа 1929 г., «Азиатский музей фактически являлся и продолжает являться на практике единственным востоковедным центром Академии наук». Необходимость существования академического и университетского востоковедения показал опыт работы МИД СССР и Коминтерна в странах Востока. Нужны были фундаментальные исследования, грамматики и словари восточных языков. В том же 1929 г. была принята «Декларация о задачах востоковедной науки», в которой подчеркивалась необходимость «всестороннего и глубокого изучения стран Востока». Для этого предлагалось создать научно-исследовательский Институт востоковедения, в котором сотрудники «получат полную возможность такого богатого хранилища подлинных документальных материалов, которым является нынешний Азиатский музей». На выборах 1929 г. в число членов Академии были избраны китаевед В. М. Алексеев, монголовед Б. Я. Владимирцов, кавказовед И. А. Орбели, историк Древнего Востока В. В. Струве. Решением ВЦИК от 23 мая 1930 г. в Академии было образовано Отделение общественных наук, в его составе Группа востоковедов и в ведении этой Группы был вновь созданный Институт востоковедения, директором которого был утвержден акад. С. Ф. Ольденбург. Азиатский музей полностью вошёл в состав Института востоковедения со всеми своими фондами и специалистами.
Институт размещался в здании Библиотеки Академии наук. Была развернута большая работа по оказанию научно-методической помощи республикам Советского Востока и Монгольской Народной Республике. Для целого ряда восточных языков были созданы новые письменности на основе латинского алфавита, в том числе и для китайского языка. Институт осуществлял учет, инвентаризацию и описание хранимых рукописей, была начата большая работа по составлению новых словарей, частично она была завершена лишь после Отечественной войны с опубликованием Большого китайско-русского словаря (начало 1980-х), Японско-русского словаря (1970), четырехтомного Монгольско-русского словаря (2000-е гг.) и др.
Институт понёс большие кадровые потери в годы репрессий и во время войны и блокады Ленинграда. В 1943 г. из сотрудников Института, оказавшихся в эвакуации в Москве, была сформирована Московская группа Института.
Перемены в мире после Второй мировой войны потребовали нового научного обеспечения поддержки политики СССР в странах Востока. В постановлении Президиума АН от 1 июня 1950 г. «в целях усиления научной работы, а также обеспечения повседневного руководства Институтом востоковедения со стороны Президиума Академии наук» предлагалось «просить Совет Министров СССР разрешить Академии наук перевести Институт востоковедения Академии наук СССР из Ленинграда в Москву». Собрание восточных рукописей и фундаментальную библиотеку Института востоковедения было разрешено оставить в Ленинграде. Почти одновременно в 1949 г. было вынесено решение о перемещении Института востоковедения из здания Библиотеки Академии наук в здание Ново-Михайловского дворца по Дворцовой наб., 18.
— ЛО ИВ АН СССР — СПБФ ИВ РАН —
В 1951 г. после переезда ИВ в Москву в Ленинграде остался Сектор восточных рукописей Института востоковедения. Специальная комиссия летом 1951 г. рассмотрела положение Сектора и вынесла решение: «Рукописное собрание Института востоковедения Академии Наук СССР представляет собой национальное богатство Советского Союза и является одним из самых крупнейших собраний письменных памятников на восточных языках, а по некоторым фондам оно является единственным в мире».
В феврале 1956 г. Сектор восточных рукописей был преобразован в Ленинградское отделение Института востоковедения (в 1960–1970-х гг. назывался Институтом народов Азии) и во главе Отделения поставлен акад. И. А. Орбели. Начиная с 1956 г. ЛО ИВ АН СССР — СПб филиал ИВ РАН, как и вся Академия наук, знал и взлеты, и падения, но усилиями нескольких поколений сотрудников проделана громадная работа: практически завершена инвентаризация и каталогизация рукописного и старопечатного наследия стран Востока.
Решением Президиума АН СССР от 29 октября 1970 г. за подписями акад. М. В. Келдыша и акад. Я. И. Пейве было утверждено четкое разграничение научной деятельности между Москвой и Ленинградом. Ленинградскому отделению ИВ вменялось в обязанность «Научное описание и научное издание письменных памятников народов Востока. Изучение вопросов зарождения классового общества, особенностей развития и смены докапиталистических формаций на Востоке, истории, письменных языков народов Востока, закономерностей развития культуры в странах Востока, истории общественной мысли в странах Востока».
Основным научным профилем ЛО ИВ АН СССР — СПбФ ИВ РАН являлось разностороннее фундаментальное исследование древнего и средневекового Востока, изучение его истории, филологии, религии, философии, права (в отличие от Московского головного Института востоковедения, где основное внимание уделяется современности стран и народов Азии, Северной Африки и Тихоокеанского региона), исследование уникальных рукописных фондов и старопечатных книг на восточных языках, введение в научный оборот письменных памятников из этого собрания.
Филиал ИВ выполнял важнейшие представительские функции по связям Ленинграда-Петербурга со странами Востока.
К основным научным достижениям за период существования ЛО ИВ АН СССР — СПбФ ИВ РАН, связанным с санкт-петербургской школой отечественной науки, относятся:
— ИВР РАН —
Постановлением Президиума Российской академии наук от 19 июня 2007 г. (№ 143) было принято решение о реорганизации Института востоковедения РАН и создании Института восточных рукописей на базе Санкт-Петербургского филиала ИВ РАН.
ИВР РАН сохранил научный профиль и научные кадры СПбФ ИВ РАН. Большинство сотрудников ИВР РАН – доктора и кандидаты наук. Многие сотрудники Института являются членами зарубежных Академий и научных обществ.
В рукописном фонде ИВР РАН хранится более 100 тысяч единиц хранения рукописей и старопечатных книг. Имеется Архив востоковедов с ценнейшими документами по истории отечественной науки.
Рукописная коллекция ИВР РАН – крупнейшая в России и одна из двух-трёх наиболее крупных и ценных коллекций восточных рукописей в мире. Она включает фонды на 65 живых и мертвых языках, наиболее крупные: Абиссинский (эфиопский); арабские рукописи; армянские рукописи; грузинские рукописи; еврейские рукописи; индийские рукописи; китайские рукописи и ксилографы; корейские рукописи и ксилографы; курдские рукописи; маньчжурские рукописи и ксилографы; монгольские рукописи и ксилографы; персидские и таджикские рукописи; санскритские и согдийские рукописи, рукописи на сакском и тохарском языках; тюркские рукописи; тангутские рукописи и ксилографы; тибетские рукописи и ксилографы; уйгурские рукописи; японские рукописи и ксилографы; изданные старинным способом литографии и книги из Индии, Ирана и стран Ближнего Востока. Помимо рукописного фонда в ИВР РАН имеется специализированная библиотека по востоковедению, которая насчитывает более 800 тыс. томов. Большую ценность представляют книги на языках народов СССР, особенно 30-х гг.
Текст: Вера Марунова
По материалам сайта ИВР РАН
Выставка «Разведчицы на службе Отечеству» открылась в Доме РИО
Электронная версия федерального тома сборника документов о преступлениях нацистов
«Во имя человечества». Об истории российского лидерства в области эпидемиологии
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.