Министерство обороны Российской Федерации накануне 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны публикует новый историко-познавательный мультимедийный раздел «День, о который разбился блицкриг», рассказывающий о первых оборонительных сражениях Красной Армии, мужестве и героизме красноармейцев, принявших первый удар агрессора.
Начинается раздел с архивных материалов, которые раскрывают замысел немецко-фашистского командования на войну против Советского Союза и способы его достижения. Так, в опубликованном «Предварительном плане операций на Востоке», подготовленном главным командованием сухопутных войск Германии 5 августа 1940 года, сообщается:
«Для достижения успеха необходимо действовать внезапно и стремительно, как это было в Польше и на Западе».
Документ свидетельствует, что немцы ожидали молниеносной победы:
«Так как русские на этот раз не имеют численного превосходства, как это было во время мировой войны, то они, вероятнее всего, не смогут после нашего прорыва сосредоточить свои растянутые по фронту войска и организованно предпринять ответные действия; а затем в боях местного значения быстро потерпят поражение в результате превосходства германских войск и командования».
Общая продолжительность восточной кампании до выполнения поставленных задач определялась военным командованием гитлеровской Германии – от 9 до 17 недель. Согласно представленному плану, предполагалось уже к весне 1941 года подготовить для войны с Советским Союзом 147 дивизий, из которых 24 – танковых (без учета европейских союзников нацистской Германии).
Также посетители раздела могут ознакомиться с архивной картой, на которой представлен замысел восточной кампании, основные и второстепенные направления немецких ударов в ходе выполнения основных этапов плана «Барбаросса».
Особое место в разделе занимает копия рукописного Боевого приказа Народного комиссара обороны СССР №2 от 22 июня 1941 года, собственноручно составленного начальником Генштаба РККА Г. Жуковым спустя три часа после начала войны – в 7:15 утра. Приказ предписывает войскам Красной Армии «всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу», а бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожать вражеские самолеты на аэродромах базирования и группировки наземных войск «на глубину германской территории до 100–150 километров». При этом было указано, что «на территорию Финляндии и Румынии до особых указаний налетов не делать». На обороте последнего листа этого документа стоит приписка Г. Жукова:
«Т[ов]. Ватутину. Румынию бомбить».
Интересен ещё один уникальный документ первых дней войны – Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР № 219 от 23 июня 1941 года. Этим приказом объявлялись указы Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «Об объявлении в отдельных местностях СССР военного положения» и «О военном положении». Уже в первый день войны высший орган власти Страны Советов ввёл военное положение в 24 республиках и областях западной части Советского Союза, а также в Ленинграде и Москве. Введение военного положения передавало в объявленных местностях «все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности» военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов, – высшему командованию войсковых частей. Этим указом военным властям, в частности, предоставлялось право «издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за неисполнение этих постановлений наказания в административном порядке в виде лишения свободы сроком до 6 месяцев или штрафа до 3000 рублей».
Опубликованная карта героической обороны Брестской крепости даёт наглядное представление о ходе ожесточенных оборонительных боёв, а донесения, приказы и журнал боевых действий 4-й армии, дислоцированной в данном районе, свидетельствуют о мужестве и героизме защитников. Как следует из донесения командующему армией, боевые действия начались с длительной артиллерийской и авиационной подготовок:
«Доношу в 4:15 22.6 противник начал обстрел крепости Брест и района города Брест. Одновременно противник начал бомбардировку авиацией аэродромов Брест, Кобрин, Пружаны. К 6:00 артиллерийский обстрел усилился в районе Брест. Город горит».
В разделе размещены наградные документы на некоторых участников героической обороны Брестской крепости: воспитанника музыкального взвода 44-го стрелкового полка Казьмина Владимира Пахомовича; первого командира отряда оборонявшего Восточный форт крепости лейтенанта Коломийца Якова Ивановича; рядового Пузакова Владимира Петровича; старшего сержанта Бессонова Анатолия Петровича и рядового Горизонтова Вячеслава Васильевича, одних из последних защитников обороны крепости, и других прославленных героев первых дней войны.
Примеры самоотверженного и жертвенного отношения к своему воинскому долгу по защите Отечества содержатся в документах о героической обороне советской военно-морской базы на полуострове Ханко, которое стало самым длительным приграничным оборонительным сражением Красной Армии. Защитники вели активную оборону почти полгода и покинули свои позиции только по приказу командования.
О геройских боевых делах капитана Бориса Гранина посетители раздела узнают из опубликованного наградного листа к ордену Красного Знамени. В документе сказано, что капитан командовал сводным отрядом моряков и «в течение июля и августа месяца под его непосредственным руководством были захвачены у врага острова Гунхольм, Эльмхольм, Фуруэн и была отбита попытка финнов высадить десант на о. Эльмхольм».
Другим знаковым примером героического сопротивления частей Красной Армии в окружении в первые дни войны является оборона военно-морской базы в городе Либава (Лиепая), расположенном в Латвийской ССР на побережье Балтийского моря.
В отчете о боевой деятельности Либавской военно-морской базы за период с 22 по 27 июня 1941 года сообщается:
«Сухопутная оборона Либавы еще не была достаточна организована. Не было окопов, дзотов, укрытий и т.д. (…) Бетонированных точек сделано не было».
Вместе с тем «запасов продовольствия, топлива, обмундирования – на 3-4 месяца войны, а при сокращенной норме – на 5-6 месяцев».
Но «боезапаса было недостаточно».
В журнале боевых действий сил базы отмечается:
«О тяжелом положении Либавы, которая имела ограниченный боезапас и которая к тому же с 24.06 (…) была лишена всякого содействия воздушных сил, своевременно было доложено командиру Прибалтийской ВМБазы и в штаб ПрибВО».
По итогам обороны города в журнале приведен такой вывод:
«База совершенно не имела фортификационных сооружений и была взята с суши».
В разделе опубликованы страницы журнала боевых действий штаба сектора береговой обороны Либавской военно-морской базы, в которые с флотской тщательностью поминутно вписаны события 22 июня 1941 года. Так, из документа явствует, что зенитные батареи сектора открывали огонь по самолетам противника в 11:02 и в 19:10. А в 12:30 после радиовыступления Молотова о начале Отечественной войны с личным составом сектора был проведен митинг.
Публикация документов о начале Великой Отечественной войны из фондов Центрального архива Минобороны России является продолжением деятельности военного ведомства, направленной на охрану и защиту исторической правды, противодействие фальсификациям истории, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School