Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, Ответственный секретарь Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Елена Цунаева в интервью агентству «Победа РФ» прокомментировала решение новгородского суда о признании геноцидом событий в Жестяной Горке, а также рассказала о предстоящей сенсации на Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга», который пройдёт 20-21 ноября в Музее Победы, и подведении итогов Года памяти и славы в рамках итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество».
– Жестяная Горка и признание новгородским судом преступлений нацистов геноцидом. Почему было так важно добиться именно такого определения – «геноцид»?
Дело в том, что за эти годы, хотя мы постоянно вспоминали об этих трагедиях, которые произошли с мирными советскими гражданами, однако правовой оценки не было дано. Более того, не все преступники, как показало исследование, понесли заслуженное наказание в силу разных причин.
В рамках проекта «Без срока давности», который включает в себя не только поисковую работу, но и историко-архивные исследования, мы доказали, что это был именно геноцид.
Это важно еще и потому, что за эти годы смягчились акценты и некоторые граждане внутри страны и за её пределами начали забывать, что из себя представляет нацизм.
– Каковы последствия такого решения и какие будут дальнейшие шаги России на международной арене и внутри страны?
Мы обозначили нашу позицию в отношении тех нападок, которые есть сейчас на Советский Союз. Это касается и обвинений в том, что СССР, якобы, развязал войну, а также шёл на соглашения с нацистской Германией. Это важно.
Что касается дальнейших шагов внутри страны – работа продолжается. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы и не позволила реализовать нам все планы, которые были намечены. Однако у нас прошли работы в Псковской, Ростовской, Волгоградской и Калужской областях.
В настоящее время мы располагаем информацией об аналогичных преступлениях против мирного населения. Факты, которые были выявлены в Новгородской области, подтвердятся и на других оккупированных в годы войны нацистами территориях. Поэтому решение о признании судом трагических событий в Жестяной Горке геноцидом не будет единичным.
– Где, или, может быть, против кого, планируется применять установленные и признанные судом факты геноцида?
Если мы говорим о Жестяной Горке, то там фигурируют конкретные люди, был опубликован список тех, кто участвовал в карательных операциях в отношении мирного населения. Соответствующие органы будут предпринимать усилия для того, чтобы найти этих преступников.
Что касается претензий в отношении стран, в частности, той же Германии, то нужно понимать, что речь идёт же не о современной Германии, а о тоталитарном Третьем рейхе и конкретных людях, отдававших приказы и совершавших преступления, учинявших геноцид против мирного населения.
Для нас принципиально важно само позиционирование, что нацизм проводил политику геноцида. В первую очередь, здесь речь не о претензиях, хотя такие разговоры уж ведутся, а о правовой оценке того, что творилось на временно оккупированных территориях современной России, а также Белоруссии, Украины и Польши.
– Значит есть вероятность того, что перед судом могут предстать престарелые военные преступники и понести ответственность по статье «Геноцид»?
Безусловно. Теперь этим должны заняться юристы. Тем более, что в работе проекта принимают непосредственное участие специалисты и эксперты прокуратуры и Следственного комитета.
– В той же Польше часто поднимается вопрос о предъявлении Германии новых претензий и требований о возмещении понесённого в годы войны и оккупации урона и потерь. У нас в России такое возможно?
Это дело Польши. По послевоенным договорам репарации были выплачены, частично прощены. Я не думаю, что в России поднимут вопрос о том, что от Германии нужно что-то еще требовать.
Зная, что сейчас происходит в Польше, то не удивлюсь, что это какие-то конъюнктурные и популистские решения. С одной стороны, они претензии Германии предъявляют, а с другой и Советскому Союзу, солдаты которого положили жизни за освобождение Польши от того же нацизма. Вот теперь пытаются посчитать, сколько им стоил нацизм.
– Какие экспедиции в рамках проекта «Без срока давности» запланированы на следующий поисковый год и какие из них представляют наибольший интерес?
Для нас они все представляют большой интерес. Речь идёт о предварительном исследовании архивных материалов по которым не были в полной мере реализованы судебные процессы или же они вообще не проводились.
Мы будем продолжать работу в Новгородской области. Там в Чудовском районе располагался лагерь для военнопленных в районе совхозов «Коммунар» и «Пионер». Однако там было много гражданского населения. Вскрыты жуткие факты уничтожения мирных жителей, включая детей.
Есть документы, которые требуют подтверждения для возбуждения дела, проведения следствия и доведения его до суда. Мы не судим только на основе архивных документов.
Также будем продолжать Псков, Брянск, Калугу, Волгоград, Ростов-на-Дону. Кроме того, будем работать в Крыму и Орловской области.
После решения новгородского суда для нас принципиально важно доказать, что это не единичный случай. Ни у кого не должно возникать сомнений в том, что выявленная в Жестяной Горке жестокость нацистов была частью общей политики геноцида в отношении целых народов на временно оккупированных в годы войны территориях.
– Будут ли на Международном научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга», который пройдёт 20-21 ноября в Музее Победы на Поклонной горе, озвучены новые, ранее не публиковавшиеся сведения о преступлениях нацистов против мирного населения, которые можно было бы охарактеризовать, как «сенсационные»?
Сенсационные – это больше журналистский термин, история из заголовков. У нас тема очень серьёзная, а во многих случаях деликатная с учётом международного аспекта. Я, как военный историк, коллеги, с которыми мы работаем, и Президент России обозначаем, что о таких серьёзных вещах говорим только на основе архивных документов. Именно с них мы поэтому и начали.
Сенсацией, на мой взгляд, будет презентация серии документов «Без срока давности». Это 23 тома о временно оккупированных нацистами территориях. В точки зрения и общественной, и научной – это, безусловно, сенсация. Ни в Советском Союзе, ни в Российской Федерации такой тематической публикации с выявленными документами и свидетельствами ранее не было. Нам удалось с партнёрами объединить огромное количество специалистов, архивистов, историков, которые приняли участие в рассекречивании этих материалов.
Процесс рассекречивания, к слову, также будет продолжен. Поэтому сенсации, возможно, будут и в следующем году.
Перечень преступлений, по которым ведётся работа, уже обозначен. Это не только убийства, но и работорговля. Документы об этом есть, их обнаружили в псковских архивах, в Калининграде. В то время это была Восточная Пруссия, не являлась нашей территорией, но там, как выяснилось, торговали нашими гражданами, вывезенными с оккупированных территорий.
– Елена Моисеевна, в начале ноября вы принимаете участие в итоговом форуме «Сообщество». Какая тема выступления и о чём будете рассказывать?
Я буду принимать участие непосредственно на двух площадках форума. Одна из них об участии Общественной палаты РФ в работе по подготовке поправок в Конституцию. В частности, я буду говорить о поправках, которые связаны с сохранением исторической памяти, об их значении. Есть мнения, что эти поправки ничего не значат и ничего не дают. Но речь здесь идёт о позиции государства по отношению к нашей исторической памяти, ветеранам. Вот об этом я буду говорить.
Вторая площадка посвящена итогам Года памяти и славы. Мы будем говорить о ярких событиях, которые произошли в его рамках, несмотря на то, что пришлось вносить коррективы из-за пандемии. Расскажем, как удалось мобилизоваться, какие нашли формы, об объединении общественных усилий, Общественной палаты и органов власти в этом вопросе, чтобы достойно встретить Год памяти и славы.
Весь этот год выявлял в нашей стране и проблемы. Они связаны с уважением к нашему прошлому, в частности, к военному прошлому. Поэтому мы не только подведём итоги, но и назовём задачи и обсудим, что делать дальше.
Были заявления руководства страны, что Год памяти и славы не заканчивается в 2020 году, что он продолжается.
Нужно помнить, что внесён на рассмотрение закон об образовании, формируется федеральный проект в рамках национального проекта «Образование». Нужно понимать, как все мы дальше, с учётом этих моментов, будем дальше жить и работать. Особенно актуально это с учётом того, что носители исторической памяти и совести – ветераны Великой Отечественной войны, свидетели тех трагических событий, фронтовое поколение, уходят. Общество лишается этого консолидирующего всех первоисточника.
Принципиально важно, и этот год это показал, восполнить эту утрату и не позволить уничтожить кому бы то ни было всё то, что они для нас сделали.
Будем говорить о шествии «Бессметный полк онлайн», который показал, что есть у нас, к сожалению, уроды, гады и предатели, плюющие на нашу историю и наших ветеранов, ну и о разных других непростых для нас вопросах.
– Если их не решать, то они могут стать системными?
Безусловно. Много делаем, все уверенно будут отчитываться о том, как чудесно прошли мероприятия, о том, как хорошо всё встретили, как помогали. Это всё было, да, но по факту, есть же и другие примеры. Пусть они и единичные в масштабах страны. Но в наш информационный век, когда это всё разлетается в интернете и не только внутри страны, то это тревожные сигналы.
При этом они непозволительны в нашей стране, столько перенёсшей в годы Великой Отечественной и Второй мировой войны ветераны не только защитили, но и восстановили страну. Мы не можем позволить себе этого забыть. Это станет крахом нашей государственности.
Источник: https://pobedarf.ru/2020/11/02/457546875zm
«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»
В Крыму найден череп со следами обширной трепанации эпохи бронзы
«Открытый разговор» об историческом просвещении с Константином Могилевским
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School